Опубликовано в газете «Первое сентября» (2011. № 2).
А вы замечали, что детские «хочу» от поколения к поколению меняются? Например, сегодня мало кого из детей волнует содержимое дальних ящиков шкафов, маминой сумки или книг, благоразумно припрятанных родителями подальше.
Зачем? Взрослость перестала быть для детей тайной, а взрослые – носителями сакрального. Детская «шпиономания», которой дети были одержимы прежде, связана с представлением о существовании высшей тайны, которой владеют взрослые, и любой эксперимент ребенка с миром взрослых был не чем иным, как проникновением в тайну собственной взрослости.
Сегодня не то: десакрализация образа взрослого привела к тому, что взрослость перестала быть тем привлекательным событием, к которому следует готовиться и стремиться. Взрослый – носитель слабости, а не силы. Мало того, что на эту тему постоянно говорят, пишут, снимают фильмы, – но и близкие ребенку взрослые не особо утруждают себя пристойным поведением, демонстрируют перед ребенком свои слабости. Да, они не знают, что с собой делать!
Честно? Да, но для воспитания очень опасно. Одно дело, если ты никого не родил и никого не воспитываешь. Но у тебя-то дети, и будь добр, являй себя в тех ипостасях, которые присущи полноценному родителю. Будь сильным, хотя бы дозируй меру своей «детскости». Взрослый для ребенка как магический кристалл, в разном возрасте ребенок видит в нем эталон для разных вещей.
Но узнать себя в другом, пережить нечто необыденное, высокое – потребность взросления.
Вся эта романтика «другого», «другой жизни» сворачивается. Много ли тайных уголков, неисследованных «чердаков» остается у современного ребенка? Он все знает, а что не знает, найдет в Яндексе. Сегодня даже то, что имеет гриф «совершенно секретно», знают все. Работники спецслужб жалуются: неинтересно стало работать. Тайна уходит и из науки: я уже много лет слежу за присуждением Нобелевской премии и вижу: в области естественных наук постоянно переоткрываются открытия ученых 20-х, 30-х годов. Все уже открыто!
Малышу, пережившему первоначальное нелимитированное открытие мира как такового, только и остается что примерять на себя то, что делают взрослые, выделяя специфику того или иного действия. Это игра. В мире, с которого снят покров тайны, человеку остается одна игра. И компьютер, главная вневозрастная игрушка.
Но как же теперь воспитывать детей? Ребенок может много чувствовать, много знать, но без диалога со взрослым обойтись не может. Без проверки своих представлений жизненным опытом взрослого – никак. Надо вникать в дела ребенка. Держать марку взрослого. Создавать необыденный мир вокруг себя и учить этому ребенка.
Актуальность изменилась, нужны новые повороты.
Обсудить публикацию, задать вопросы автору.
На развитие сайта