Лев Выготский в возрасте 6 лет. Гомель
Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от систем перейдем к судьбам (произнести страшно и весело это слово, зная, что завтра мы будем исследовать, что за этим стоит), к рождению и гибели систем, мы увидим это воочию.
Лев Выготский, психолог. Из письма Р.Е. Левиной
Роза Евгеньевна Левина
Перейти от систем к судьбам» - на это до сих пор не решилась не только культурно-историческая психология, но и психология в целом. Мы завязли в «системах», сейчас а «сетях». Конструируем то и другое и демонстрируем успехи в конструировании того, чего в жизни порой просто не существует и существовать не может. А «судьбы» отдали на откуп экзистенциалистам, в лучшем случае (к их откровениям в этой сфере можно относиться по-разному, но они впечатляют), и всевозможным «мистикам-эзотерикам» - в худшем.
Выготский недвусмысленно указывает, что нужно изучать и конечность чего схватить в мысли. А все свои «системы» он видел в оптике судеб, особенно на практике, прежде всего, в коррекционной работе с детьми. Перечитайте его статью «Дефект и сверхкомпенсация». Дефект преодолевается через развитие личности, ибо он - вызов, брошенный судьбой не «системам», не «структурам», не «функциям», а личности, у которой только и есть судьба. К слову, адресат письма – Роза Евгеньевна Левина, ученица и сотрудница Л.С. Выготского, психолог, дефектолог, впоследствии крупнейший специалисты в области нарушений устной и письменной речи у детей.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта