Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин спустя 51 год обрел свое пристанище на Родине...
"...Дети в особенности не могут быть предоставлены на произвол "внешней" и "отрицательной" свободы; напротив, они должны быть подготовлены и воспитаны к "внутренней", "положительной" свободе. Дело не в том, чтобы "оставить их в покое" или "никак не вторгаться в их внутреннюю жизнь"; но в том, чтобы пробудить их к духовной жизни – не насилием, а
любовью, не запугиванием, а
живым примером. Духовная свобода ребенка совсем не состоит в том, чтобы он рос, как лопух у канавы или одичавший кролик в лесу, но в том, чтобы он приобрел внутреннюю способность – достойно пользоваться свободой и духовно заполнять свою внешнюю "невынужденность" и "незапуганность".
Внешняя свобода необходимая для внутреннего самоосвобождения; она священная только как залог внутренней свободы; но предоставлять ее человеку для унизительного и преступного заполнения – поистине нет никакой крайности. Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и талантов и, значит, прежде всего – способность владеть собой и вести себя; а затем – и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно искренне и целостно, присутствуя в своей любви и в своей вере. Воистину свободен
духовно самостоятельный человек; человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять свободой и превращать ее в совершенную внутреннюю
несовободу, в ужасающее внутренние рабство" (
Иван Ильин).
Тот факт, что мы можем легко продолжить эти мысли известными цитатами из работ, с одной стороны, религиозного философа В.В.Зеньковского, с другой стороны, психолога-марксиста Л.С.Выготского (символичны биографические переплетения: Зеньковский, как и Выготский, но 10 годами раньше, защищал свою диссертацию в Психологическом институте им. Л.Г.Щукиной; как и Ильин, он продолжил и завершил свой путь в Париже, что вообщем-то характерно для генерации мыслящих людей его эпохи), говорит о том, что они атрибутивны нашей культуре. А значит, они продолжают тепеливо ожидать своих наследников.
На развитие сайта