Василий Ключевский об идолах, идолотворцах, идолопоклонниках и немного об идеалах (цитаты недели)
Закладки:
Просмотров: 1 342
0
Леонид Пастернак. "На лекции профессора Ключевского" (1909). Среди слушателей, крайний слева - сын художника Борис, в ту пору студент историко-филологического факультета Московского университета, где читал свои лекции В.О.Ключевский.
Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.
Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.
Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых.
Церковная иерархия не обладает в достаточной для минуты мере ни подготовкой, ни постановкой.
Атеисты всемилостивейше пожалованы в действительные статские христиане.
Русский простолюдин — православный — отбывает свою веру как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает. Как ни молись, а все чертям достанется. Это все его богословие.
Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.
Обряд – религиозный пепел: это нагар на вере, образующийся от постепенного охлаждения религиозного чувства; но он и охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни. Обряд – действие, вызываемое чувством; становясь привычным, оно может и заменять утомленное чувство, может и подогревать чувство, готовое погаснуть. В пепле долго держится часть тепла от горения, его образовавшего.
Великая истина Христа разменялась на обрядовые мелочи или на худож[ественные] пустяки. На народ Ц[ерковь] действовала искусством обрядов, правилами, пленяла воображение и чувство или связывала волю, но не давала пищи уму, не будила мысли. Она водворяла богослужебное мастерство вместо богословия, ставила церк[овный] устав вместо Катехизиса; не богословие, а обрядословие. (Закон Божий – не вероучение, а богослужение.)
Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их.
Религия для нас – не потребность духа, а воспоминание или привычка молодости.
Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем церковь превратить в балаган.
Что такое Бог? Совокупность законов природы, нам непонятных, но нами ощущаемых и по хамству нашего ума нами олицетворяемых в образе творца и повелителя вселенной.
Народы, воспитанные на религиозных обрядах, наиболее дают театральных талантов – евреи.
Дух[овно] – учебные заведения – не столько школы, сколько богадельни учащих и уча щихся, призреваемых там под предлогом науки: там больше богохульствуют, чем богословствуют.
Евангелие стало полиц[ейским] уставом.
Процесс самосознания в духовенстве есть история его самоотрицания: оно вымирает по мере того, как сознает свое положение.
Виртуоз душевного спасения.
Хр[истиан]ство – религия любви; здесь сказано все – и сущность, и история.
(Василий Ключевский, историк, профессор Московского университета, тайный советник)