Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Родиться в культуре - значит, быть опаленным присутствием гения (цитата недели)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 198
  •  
    • 0

Валентин Николаевич Плучек.

4 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения режиссера Валентина Николаевича Плучека, ученика В.Э.Мейерхольда.

Однажды он разругался с учителем и ушел из его театра, в котором сам Маяковский выбирал его на роли в своих пьесах («Дай этого, пронзительного» - говорил он Мейерхольду, когда тот ставил «Баню» и искал исполнителя роли Моментальщикова). Но вернулся по первому же зову Мейерхольда. Не просто потому что боготворил его и его театр: в нем он оставил себя.

«Сатира» - театр Плучека – сыграла особую роль в моей жизни, в подростковом возрасте (он пришелся на 70-е, совпав с «золотым веком» «Сатиры»), когда театр прибавляет жизненного опыта больше чем сама жизнь. Потому что в театре этот опыт, на первый взгляд, не твой, переживается личностно, и неожиданно осознается как свой… Я, чуть было, даже не остался в театре, в котором меня притягивала режиссура, и начал готовиться на режиссерский в ГИТИС.

Пожалуй нигде, даже в заново поставленных Плучеком «Бане» и «Клопе» Маяковского (из которых он «вырос» у Мейерхольда), «Сатира» не была такой беспощадно современной – именно к тому, современниками чего были все советские граждане, - чем в «Женитьбе Фигаро». И нигде, как в этой постановке, Бомарше не был так вечен и велик. Вся страна рвалась в «Сатиру», хотя иной раз на пути вставали кордоны конной милиции. Но вот страна получила возможность сходить в театр Плучека. Была создана прекрасная телеверсия «Женитьбы Фигаро» - и это великое счастье, потому что удалось сохранить гениальный спектакль, пусть и в другом формате. «Женитьбу» показывали по ЦТ неоднократно. И что же? Живой спектакль не утратили аншлаговости – пока в одночасье не умер вместе с Андреем Мироновым, сыгравшим Фигаро. И даже тогда никто не сдал билетов. Я был на «Женитьбе» раз 10, не считая телепросмотров. Знал его наизусть. Но это были… разные спектакли!

Счастлив, что застал сияющим созвездие актеров Плучека – Менглета, Пельтцер, Папанова, Миронова, Мишулина, Авшарова, Аросьеву, Ширвиндта, Державина… Кстати, при весьма непростом характере главрежа, о котором сейчас принято рассказывать разное (часто выдуманное), из театра уходили редко. Может, потому что тоже боялись оставить в нем себя, а в другом месте – уже не найти. Из созвездий не выпадают. Созвездия гаснут – с уходом тех, кто их зажигает.

В.К.

Я не учился в театре Мейерхольда — я там родился, — рассказывал 17-летним мальчишкой я пришёл к нему. Моя юность опалена присутствием гения — он во всём, как воздух. Благодаря ему я на всю жизнь пленён живописью, музыкой, поэзией. Мейерхольд заставил нас вбирать в себя всё это, интеллектуальный накал в его театре был высочайший, сам он любил беседовать с нами, ошарашивая мыслями, образами. Мейерхольд не один — целое поколение таких людей было рядом. Как-то раз мы спросили его, какие качества нужны, чтобы стать режиссёром. Он ответил сразу, как будто заранее готовился: «Два врождённых: ум и талант, и три благоприобретённых: культура, вкус и чувство композиции». Мы часто употребляем слово «культура», не имея к ней никакого отношения. Я до сих пор считаю себя очень некультурным человеком, потому что я видел людей культурных. Кто мой учитель — Мейерхольд или Андрей Белый, который читал нам лекции о слове и во всех европейских и неевропейских языках, прослеживал влияние на смысл лексемы одной буквы, скажем, «р»? Или, может быть, Эйзенштейн? Этакий гениальный лбище, ироничные, полные смеха глаза, беспрерывные шутки, но... так страшно с ним! Перед тобой человек, который знает всё на свете. Он ведь энциклопедист самых чистых кровей, у него была страсть к словарям и энциклопедиям, он их читал от первой до последней буквы и запоминал!... - Валентин Плучек




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Театр начинается с Карлсона. 90 лет Спартаку Мишулину
22-10-2016
Театр начинается с Карлсона. 90 лет Спартаку

Театр (Театр Сатиры) начался с «Карлсона», со Спартака Мишулина. С ним навсегда же вошел в жизнь.
Признак жизни. К 110-летию Татьяны Ивановны Пельтцер
06-06-2014
Признак жизни. К 110-летию Татьяны Ивановны

110 лет назад, 6 июня 1904 г. родилась великая актриса Татьяна Ивановна Пельтцер.
Новая книга
19-09-2006
Новая книга

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2019 (11)
Ноябрь 2019 (59)
Октябрь 2019 (67)
Сентябрь 2019 (42)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх