Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Колонка Александра Суворова. Наследование целей

  • Закладки: 
  • Просмотров: 131
  •  
    • 0

Александр Суворов. Коллаж: Яндекс Дзен plebiscitum: было→стало

9 октября были съёмки документального фильма о Загорском эксперименте. Режиссёр - Виктор Хохлов, продюсер - Юрий, операторы - Серафим и Александр. Так мне их всех представил Виктор, без отчеств и фамилий.

С Виктором Хохловым мы знакомы более тридцати лет. Старшим школьником он ездил в Загорский детский дом, много общался с его воспитанниками, с тех пор прекрасно говорит дактильно (пальцевым алфав итом). Летом написал мне в мессенджере фейсбука, предложил возобновить знакомство, встретиться. Мы встретились, и он признался, что сакучает о своём детстве, о том общении со слепоглухими ребятами, и хочет снять фильм о Загорском эксперименте. И теперь, ловя погоду, начать решили с поездки на Востряковское и Новодевичье кладбища.

Особенно важно было успеть до зимы и дождей на Востряковское кладбище - могила Александра Ивановича Мещерякова и в сухую-то погоду труднодоступна, никакого асфальта, узенькая земляная тропинка… До Эвальда Васильевича Ильенкова на Новодевичьем кладбище добраться много проще, но всё-таки тоже на улице, лучше успеть до настоящих холодов и слякоти.

Первым делом я вытер влажной салфеткой бронзовый бюст Александра Ивановича. Работы одного из четырёх слепоглухих студентов, его учеников, Юрия Михайловича Лернера, которого тоже нет в живых уже девятнадцатый год. Юра отлил бюст в гипсе, в бронзе ему помогли зрячие скульпторы.

Вытерев бюст, со словами «Сейчас будем разговаривать» я достал из сумки брайлевский органайзер, моноколонку, и включил траурный марш Бетховена. Потом - траурный марш Мендельсона, потом - Вагнера, из оперы «Гибель богов», потом - Шопена и наконец - Грабара. Выключил музыку и, помня, что впереди ещё Новодевичье клаюбище, готов был уходить, но тут режиссёр начал задавать вопросы.

Прежде всего поинтересовался, почему, включая музыку, я сказал, что сейчас будем разговаривать. Я ответил, что всегда на кладбище у меня в душе звучит похоронная музыка, и когда появилась возможность её включать прямо на могилах, я этим воспользовался. Так настраиваюсь на общение с усопшим, и собственно, это прослушивание траурной музыки и есть такое общение. Слушаешь и думаешь об усопшем, обращаешься к нему.

Меня очень удивил вопрос режиссёра, не называли ли Александра Ивановича мечтателем за то, что он занимался обучением и воспитанием слепоглухих детей вплоть до высшего образования, которое удалось дать четвёрке. Мечтателем? Никогда раньше на моей памяти так не спрашивали. Мы жили в стране мечтателей.

За работой профессора Ивана Афанасьевича Соколянского, учителя Ольги Ивановны Скороходовой, пристально следили тогдашние крупнейшие учёные, да и не только учёные - со Скороходовой переписывался Горький. И в одном из писем Горький назвал слепоглухих существами для эксперимента.

Кто-то из больших советских психологов назвал Загорский Детский дом для слепоглухонемых Синхрофазотроном общественных наук. И четвёрка слепоглухих студентов воспринималась как логическое завершение Загорского эксперимента, его вершина, а не как осуществление несбыточной, казавшейся кому-то неосуществимой, мечты.

Но тут режиссёр договорил: в СССР. А, в СССР… Ну, мы во всём догоняли и опережали Америку. Вот у американцев Елена Келлер, а у нас Ольга Скороходова и четвёрка. Это было важно для партийных идеологов.

У Ильенкова разговор продолжился. Витя спрашивал, почему философ Ильенков занялся слепоглухими. Я ответил: потому что видел на их примере, «Откуда берётся ум» (так называется глава о Загорком эксперименте в брошюре «Учитесь мыслить смолоду»). Ну и вообще…

Я лично никогда ничего не имел против роли «существа для эксперимента». И однажды сказал Александру Ивановичу, чтобы он не стеснялся, я готов и согласен на участие в его экспериментах.

- Никакого эксперимента нет! - закричал он дактильно. - Мы просто хотим дать вам высшее образование, чтобы вы способствовали развитию своих младших товарищей, слепоглухих детей.

В моей только что вышедшей (7 октября сообщили, что отпечатан весь тираж - 500 экземпляров) книге «Эксперимент длиною в жизнь» есть эпизод, как Ильенков уговаривал меня не уходить из психфака МГУ в литературный институт Горького. Кроме прочего скулежа я пожаловался, что надоело писать заметки в стенгазеты Загорского детдома, опускаться до речевого уровня его воспитанников.

- Эка ты зазнайка! - вскипел Эвальд Васильевич. - А может, тебе не опускаться, а подниматься до ребёнка нужно?!

Так, каждый по-своему, они с Александром Ивановичем определяли суть и цель жизненного странствия четвёрки.

Мне было сложно воспринимать Виктора Хохлова режиссёром, потому что он для меня прежде всего участник «совместной педагогики», с юных лет друживший со слепоглухими ребятами, этой дружбой способствовавший их личностному росту.

Тут было наследование целей: Соколянский, Мещеряков, Ильенеков доказывали обучаемость слепоглухих, а я доказывал необходимость для нормального воспитания/обучения дружбы со зрячеслышащими ребятами. И вот будущий фильм Виктора Хохлова - одна из целей/результатов той совместности…

Витя несколько раз повторил, что Александра Ивановича нет в живых почти полвека уже. Я ответил, что нынешней осенью исполнилось ровно пятьдесят лет с тех пор, как началось обучение четвёрки на психфаке МГУ. И в этом юбилейном смысле моя книга «Эксперимент длиною в
жизнь» вышла очень вовремя.

10 - 11 октября 2021

Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова. Человек, чьим каждодневным способом жизни является то, что принято называть «ростом» - духовным, личностным… В силу недоступности многого из того, чем живут миллионы, миллиарды других людей. И, конечно, в силу таланта. Талант в данном случае приходится прилагать, в том числе, к решению бытовых проблем, заменяя им государство с его весьма «ограниченными возможностями».

Fb Александра Суворова




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Колонка Александра Суворова. Причитает моя коляска...
20-12-2019
Колонка Александра Суворова. Причитает моя

Причитает моя коляска: - И достался же мне хозяин! Донимает не скачка, так тряска, На дыбы поднимает Каин...
Александр Васильевич Суворов
15-07-2017
Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда
Спасающий мир от безразличия. К Юбилею Александра Суворова
04-06-2013
Спасающий мир от безразличия. К Юбилею Александра

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Октябрь 2021 (37)
Сентябрь 2021 (32)
Август 2021 (26)
Июль 2021 (27)
Июнь 2021 (40)
Май 2021 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх