Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » » Колонка Александра Суворова. Духовность как психическая способность и смысл жизни

Колонка Александра Суворова. Духовность как психическая способность и смысл жизни

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 906
  • печатать
  •  
    • 0


Атеисты - во всяком случае сколько-нибудь умные, не вульгарные, - никогда не отрекались от духовности. Они прекрасно понимали, что духовными быть хорошо, а бездуховными - плохо, стыдно. Но какое конкретное содержание стоит за термином «духовность»?

Э.В.Ильенков разрабатывал понятие «духовный труд», как, прежде всего, умственный труд, а точнее - труд, создающий идеальный продукт, тот или иной образ. В «Диалектике идеального» он приводит примеры:

«Когда теоретик пишет книгу пером на бумаге или с помощью пишущей машинки, он производит идеальный продукт, несмотря на то, что его работа фиксируется в виде чувственно-осязаемых, зримых закорючек на этой бумаге. Он совершает духовный труд, и ни в коем случае не материальный. Когда живописец пишет картину, он создает образ, а не оригинал. Когда чертит свой чертеж инженер, он тоже не создает еще никакого материального продукта, он тоже совершает лишь духовный труд и производит лишь идеальную - а не реальную - машину. И разница тут заключается вовсе не в том, что создание материального продукта требует физических усилий, а создание идеального продукта - лишь «духовных». Ничего похожего. Любой скульптор скажет вам, что высечь статую из гранита, создать скульптурный образ, физически куда труднее, чем выткать аршин холста или пошить сюртук. Дирижер симфонического оркестра проливает пота не меньше, чем землекоп.

А разве создание материального продукта не требует от рабочего максимального напряжения сознания и воли? Требует, и тем большего, чем меньше личного смысла имеет для него процесс труда и его продукт.

Тем не менее одна категория людей совершает лишь духовный труд, создающий лишь идеальный продукт и изменяющий лишь общественное сознание людей, а другая категория людей создает продукт материальный, поскольку производит изменения в сфере их материального бытия».

Религиозно ориентированные мыслители предпочитают говорить о «духовном опыте». Может быть, «духовный опыт» и не сводится целиком к мистическому, религиозному, но включает его в себя.

Так или иначе, одно тут общее - термин «дух». Именно термин, а не понятие, ибо понятие, по Ильенкову - это понимание сути дела. Материалисты и идеалисты понимают духовность по-разному, потому что у них разное понимание, разное понятие духа. Одно дело - «мыслящий дух», который Ильенков отождествляет с человечеством. С родом человеческим, а не биологическим видом Homo Sapiens. И другое дело - «Дух Святой».

Психологию должна интересовать духовность вне воинствующего религиозного или атеистического контекста. Духовность - психическая способность, которая должна быть присуща личности независимо от того, нуждается ли она в «гипотезе Бога», или предпочитает без этой «гипотезы» обходиться.

Анализ известной мне литературы - как атеистической, так и религиозной, - привёл меня к выводу, что психологически духовность - это прежде всего чуткость.

Это чуткость, не позволяющая нам слишком упрощённо относиться ни к окружающему миру, ни друг к другу, ни к самим себе.

Это чуткость, не позволяющая нам объявлять несуществующим всё непонятное, всё, что не укладывается в прокрустово ложе тех или иных представлений. Чуткость, не позволяющая нам приносить реальность в жертву тем или иным предрассудкам. Чуткость, благодаря которой мы сохраняем душевное здоровье, оставаясь открытыми всей сложности мира, не прячась от этой сложности за те или иные догмы.

В зависимости от направленности духовности, понимаемой как чуткость, можно выделить две
формы духовности - познавательную и нравственную, гносеологическую и этическую.

Познавательная, или гносеологическая, форма духовности предохраняет нас от отрицания неведомого, непознанного. Как бы уютно мы ни обустроили своё обиталище, вне его - бесконечный мир, подлежащий бесконечному дальнейшему изучению, познанию, а не отрицанию, тем более - не уничтожению. Познавательную форму духовности я назвал «мужеством незнания». Трусливый догматизм, душный бездуховный мирок «тараканов, самоваров и гривенников», в котором господствует уверенность, что «акулов не бывает» (К.И.Чуковский, «От двух до пяти»), - источник и опора фашизма.

Нравственная, этическая форма духовности предполагает взаимную человечность, открытость, готовность к взаимопониманию. Со-верование - вместо миссионерства, в конечном счёте приводящего к истреблению инакомыслящих. Со-радование. Со-страдание. Со-чувствие. Фанатическая бездуховная нетерпимость к инакомыслию, подозрительность к инакочувствию - источник и опора фашизма.

Фашизм - это воинствующая бездуховность.

А духовность - антифашизм.

В книге «Об идолах и идеалах» Э.В.Ильенков утверждает, что быть человеком, всесторонне и гармонично развитым, - значит уметь учиться. Умение учиться предполагает духовное здоровье, то есть умение мыслить, видеть красоту и по-человечески - человечно - относиться к другим людям и себе. умение учиться предполагает и умение быть физически здоровым, насколько от тебя зависит, - даже в ситуации тяжелейшей физической инвалидности.

К этому списку, как называет их Э.В.Ильенков, «универсальных способностей» - мышлению, воображению, нравственности и физической культуре, - казалось бы, добавить нечего. И всё же я считаю целесообразным добавить к нему духовность, хоть она вроде бы и подразумевается мышлением, воображением и нравственностью. Духовность необходимо не только подразумевать, но и специально выделять и подчёркивать. Ибо один из ответов на вопрос о специфике человека, по сравнению с животными и нелюдями, звучит именно так: специфика человеческого - в отличие от биологического и античеловеческого, бесчеловечного, - заключается в духовности.

И только духовность нашему физическому существованию придаёт качество жизни, то есть делает наше физическое существование осмысленным и тем самым - не просто существованием, а - жизнью. Жизнь - это осмысленное существование. А без духовности, вне духовности оно осмыслено быть не может. Поэтому смысл жизни возможен только внутри и благодаря духовности. И смысл жизни, и сама жизнь - как определённое качество существования, а не существование «вообще».

11 февраля - 6 апреля 2015



Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова. Человек, чьим каждодневным способом жизни является то, что принято называть «ростом» - духовным, личностным… В силу недоступности многого из того, чем живут миллионы, миллиарды других людей. И, конечно, в силу таланта. Талант в данном случае приходится прилагать, в том числе, к решению бытовых проблем, заменяя им государство с его весьма «ограниченными возможностями».

Официальный сайт Александра Суворова


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Письма всем. Колонка Александра Суворова: Иначе быть не может
06-12-2014
Письма всем.

Александр Суворов: ...Инклюзивное образование
Колонка Александра Суворова. Без вины виноватый
30-10-2014
Колонка Александра

30 октября исполнилось 40 лет, как покинул этот
Великий праздник Жизни
20-04-2009
Великий праздник

Ни одна идея в истории человеческой культуры –
Привязывание этики к религии более не имеет смысла  (цитата недели)
13-10-2013
Привязывание этики

Цитата недели
30-04-2008
Цитата недели

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (33)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх