В.И. Ленин на Красной площади. Из архива наследников В.И.Россинского. Сегодня, 22 апреля 2020, исполнилось бы 65 лет со дня рождения моей покойной сестры, Ольги Васильевны Суворовой.
Для меня с детства был важнее не её день рождения, а день рождения Владимира Ильича Ленина, которому сегодня - 150 лет.
Я всю жизнь следовал совету Надежды Константиновны Крупской: «Поменьше почитайте, побольше читайте Ленина».
Я читал. И Ленина, и о Ленине, особенно - Ильенкова о Ленине.
Среди главных для меня книг - книга Эвальда Васильевича Ильенкова «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма», изданная посмертно и посвящённая 70-летнему юбилею выхода в свет (1908) книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Книги, с первых студенческих лет многократно мною читанной/перечитанной, и есть желание прочитать её заново. Надо лишь собраться - все 55 томов пятого издания собрания сочинений Ленина у меня есть в электронном архиве, как и все 50 томов второго издания сочинений Маркса и Энгельса.
В молодости я очень любил публицистику Ленина, от души смеялся над его юмором, который мне тогда не казался грубым: «Во долбает!» «Откровенно рассуждал, простовато рассуждал епископ Беркли!» (в начале введения в «Материализм и эмпириокритицизм»). Ироническое «Уф-ф-ф!» в скобках рядом с каким-то особенно «научным», особенно заумным термином в какой-то эмпириокритической цитате. Ленин умел издеваться.
Ленин умел репетировать в своих текстах массовый красный террор, не опровергая - а ставя к стенке, расстреливая своих оппонентов. Мне это нравилось в молодости. Меня от этого стало коробить в зрелости.
Я очень смеялся, сделав открытие, что любимые ругательства Ленина взяты из... «Евангелия». Особенно обзывка «Гробы повапенные» (склепы разукрашенные; снаружи красиво, а внутри - мрак, прах, гниль). Так и Христос не раз «прикладывал» фарисеев...
Ленин был мастером обзываться: «хвостизм», «Хвостисты», «эти трусы, болтуны, самовлюблённые Нарциссы и Гамлетики...» И трудно забыть аббревиатуру из фамилий (именно в этом порядке): Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод...
Сейчас я из этого вырос. Но люблю и никогда не разлюблю тонкую иронию Маркса, Энгельса, особенно - Ильенкова.
Я был «задуман» (в смысле, такова была логика моегог личностного развития) как поэт, профессиональный литератор, и для меня существовала сначала эстетика того или иного мыслителя, его литературный стиль, а потом уже - и постольку, - его идеи. Через эти литературные, стилистические, публицистические ворота я вошёл в Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина, Ильенкова, Михайлова (Феликса Трофимовича).
Однажды Ильенков пришёл к нам, слепоглухим студентам, и сказал, что сегодня он написал рецензию на очень хорошую книгу, автор которой - «стилист ранга Добролюбова». Позже Ильенков затащил его к нам - Михаила Александровича Лифшица, а книга, которую он так хвалил - «Карл Маркс, искусство и общественный идеал». Оттуда для нас переписали статью «Ветер истории».
Потом я влюбился в двухтомную хрестоматию Лифшица «К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве» - лучший учебник по марксизму, с брайлевским изданием которого я не могу расстаться до сих пор. Хотя всё доступно в электронном виде.
Смолоду я попался на «наживку» - яркую публицистику, и л крючок» - марксистскую суть дела. И продолжаю «заглатывать» всё глубже, вникая во вновь публикуемые тексты собрания сочинений Ильенкова.
Глупые самозваные миссионеры и, скажем мягко, не самые умные священники в течение моей жизни пробовали выдернуть из меня этот «крючок», заменить - всем курам на смех - верой в Бога. Остальные трое из четырёх слепоглухих студентов - лёгкая добыча клерикалов и позитивистов, потому что они, собственно, не доросли ни до какого мировоззрения. А я дорос. Единственный из четвёрки. Дорос до научного вообще и марксистского в особенности мировоззрения. И вывернуть меня наизнанку невозможно.
Поэтому «Загорский эксперимент», как величайшее достижение культурно-исторической психологии и марксистской философии, неопровержим никакими клерикалами и позитивистами всех мастей. Неопровержим до тех пор, пока меня вывернули-таки наизнанку, не заставили отречься от Ильенкова и марксизма. Никогда не заставят. Никогда не опровергнут.
Что такое позитивизм? Вчитываясь в Ильенкова, с трудом осознаёшь: неужели всё так примитивно и просто? Неужели позитивизм - это всего-навсего «язык науки» вместо самой науки? Всего-навсего наукообразный выпендрёж, на который Ленин реагировал ироническим «уф-ф-ф», и которого я всегда не выносил, не переваривал? Чисто эстетически меня всегда мутило от этой наукообразной игры в бирюльки, в словесные переодевания.
Для Ленина диалектическая логика была оружием. Это был инструмент анализа «текущего момента», и победителей всё-таки не судят, а Ленин - победил. Именно как практик-диалектик он смеялся над «левыми» коммунистами, провозглашавшими: «Никаких компромиссов!» В книге «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» соответствующая глава так и называется: «Никаких компромиссов?» С ироническим вопросительным знаком. Чтобы победить, приходится постоянно заключать компромиссы. Например, Брестский мир...
Со студенческих лет я люблю ленинскую работу «Государство и революция». Ленин раз навсегда убедил меня в том, что государство- это машина классового насилия, репрессивная машина. И историческая задача освобождения человечества - научиться без этой машины обходиться.
Но вот читаю (уже не в первый раз) «Государство и революцию», а параллельно - никуда не денешься, невкусно, а заставляют, - материалы очередного съезда КПСС, брежневский отчётный доклад. И спрашиваю Ильенкова:
- Как же так: и в программе партии, и в материалах съездов ставится задача дальнейшего развития и укрепления социалистической демократии, социалистического государства. Как же оно будет «отмирать», если его постоянно развивать и укреплять? Похоже, без посторонней помощи оно не отомрёт...
Угрюмо, сгорбившись, выслушав мой вопрос, Эвальд Васильевич энергично подтвердил:
- Не отомрёт,с-собака!
Я всегда любил Ленина. И публициста, и мыслителя, в котором с великой болью обнаруживал палача. Как говорится, со всеми потрохами. Так, как можно любить только живого человека. «Святого и грешного», по слову Твардовского...
А.В.Суворов. 22 апреля 2020Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова. Человек, чьим каждодневным способом жизни является то, что принято называть «ростом» - духовным, личностным… В силу недоступности многого из того, чем живут миллионы, миллиарды других людей. И, конечно, в силу таланта. Талант в данном случае приходится прилагать, в том числе, к решению бытовых проблем, заменяя им государство с его весьма «ограниченными возможностями».
Официальный сайт Александра СувороваFb Александра Суворова
На развитие сайта