Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » » Ольга Меркулова. Субъективные родительские впечатления о конкурсе "Я - исследователь". Часть 1 - про участника

Ольга Меркулова. Субъективные родительские впечатления о конкурсе "Я - исследователь". Часть 1 - про участника

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 653
  • печатать
  •  
    • 0
Ольга Меркулова. Субъективные родительские впечатления о конкурсе "Я - исследователь". Часть 1 - про участника
Представители Волгоградской области на конкурсе


Тема разного рода мероприятий, направленных на поддержку «свернормативной» учебной активности младших школьников назревала для меня давно. Окончательно потребность все-таки написать об этом оформилась в связи с участием сына во Всероссийском конкурсе «Я – исследователь» , который прошел в конце мая этого года. Большая часть текста была написана «по горячим следам», но июньская загруженность на работе не дала довести дело до конца. Кроме того, букв получилось слишком много – поэтому разбиваю текст на две части: первая будет о субъективном опыте участия сына в разных конкурсах с попыткой сделать некоторые системные обобщения, вторая – собственно о конкурсе «Я – исследователь» с предложениями о возможностях его изменения в будущем.

Индивидуальный кейс участника конкурса «Я – исследователь»

Школа, в которой учится сын, считается в городе, наверное, самой успешной – по поступлению выпускников в престижные столичные вузы, по баллам ЕГЭ, участию в учеников в олимпиадах и конкурсах. Еще на собрании будущих первоклассников директор сразу же сказал, что успехи детей – задача не только школы, и без участия родителей они обычно не случаются. В тот момент меня это не особенно напугало – отстраняться от образования своего ребенка я не собиралась. Сейчас жалею, что не стала разузнавать, есть ли в более-менее доступных школах учителя, работающие по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Уже в этом году, когда готовились к конференции памяти В.В. Давыдова, узнала, что не очень далеко такая школа и такие учителя есть. Но, к сожалению, разного рода профессиональные события, благодаря которым активизировалось взаимодействие со сторонниками развивающего образования, случились уже после того, как сын пошел в школу.

Уже в самом начале 1 класса учительница сообщила нам об областном конкурсе «Юность науки», который ежегодно проводится в лицее «Олимпия» в Волгограде. Годом раньше первое место на секции физики среди младших школьников там занял первоклассник – сын тамошнего учителя физики. Это вдохновило учительницу на то, чтобы вдохновить нас на участие в этом конкурсе – естественно, ориентируясь, в первую очередь на потенциал родителей (кандидатов наук, преподавателей вузов), а не интересы ребенка. Отказаться в той ситуации было сложно.

Я посмотрела положение о конкурсе – кроме физики на тот момент, действительно, трудно было претендовать на что-то еще. Активного доступа к компьютеру у сына в то время еще не было, поэтому информационные технологии отпали. Зато Ярослав уже прошел этап увлечения электроконструктором, понимал в целом, что такое электричество. Но одержим физикой (как впрочем, и чем бы то ни было другим) не был – поэтому, конечно, и придумывать идею проекта, и по большей части его реализовывать пришлось взрослым. Я нашла в той ситуации какие-то плюсы – приобретение сыном опыта публичного выступления, ну и что-то еще подобное. Конечно, при подготовке я старалась максимально вовлекать самого Ярослава, и суть выбранного для демонстрации физического опыта он понимал достаточно хорошо. Но в целом тот жизненный и учебный опыт в итоге оказался не очень успешным. Действо проходило в форме стендовой защиты, и единственным членом жюри, внимательно выслушавшим и вникнувшим в работу, был студент, недавний выпускник «Олимпии». Остальные взглянули достаточно поверхностно. Критерии, на основании которых производилась оценка работ, остались не совсем понятны. По косвенным признакам мы предположили, что ценилась «самодельность» демонстрационной установки, а у нас были использованы детали электроконструктора.

В следующем году вопрос о том, будем ли мы участвовать, как-то даже не поднимался – обсуждалось только то, с чем. Нормально развивающийся ребенок интересовался всем понемногу, читал книжки про животных, и в отношении конкурса занял позицию: «надо, так надо». После неудачного опыта с физикой, подумали, что повторять его не стоит. С компьютером к тому времени сын уже познакомился поближе, интересовался временами программами, в которых я активно работаю. Кроме того, уже вначале второго класса успел победить в школьной и поучаствовать в городской олимпиаде по математике. Все это навело меня на идею сделать таблицу в Excel с проверкой заданий «олимпиадного типа». Составление задач на тот момент было где-то в зоне ближайшего развития – что-то Ярослав начинал придумывать сам, я только показывала не очень удачные моменты, и он исправлял; в чем-то я подсказывала идею задачи (по аналогии с известными ему), а он придумывал реализацию. Про Excel я рассказывала, показывала, но при этом делала по большей части сама. Хотя бы потому, что время не безгранично. Но на тот момент Ярослав неплохо разобрался в использованных возможностях. На выступлении он был без меня (конкурс часто совпадает по времени с Чтениями памяти Выготского, которые я стараюсь не пропускать), но при этом все прошло успешно.

В третьем классе я уже понимала, что «отвертеться» не получится – вдохновленный успехом второго класса сын и сам не хотел отказывать от участия. Было понятно, что с информационными технологиями дело пошло лучше, чем с физикой, а других подходящих секций на «Юности науки» тоже не обнаруживалось. В тоже время мне хотелось как-то приблизить проект к интересам самого Ярослава, который, начиная с 1 класса не отступался от плана стать биологом. В итоге появилась база данных для наблюдения за растениями. Для усиления социальной стороны проекта в этой базе сделали викторину по угадыванию растений по их фотографиям. Саму базу тоже делали в режиме «мама делает и объясняет, ребенок смотрит и понимает». И вновь на представление проекта Ярослав ездил с учительницей, пока мама в Москве рассуждала про связь обучения и развития с точки зрения культурно-исторической психологии. Радостное сообщение о первом месте сняло камень с маминой души – так как освоение способности более-менее спокойно принимать поражения сыну пока дается не легко.

Весной учительница переслала мне информационное письмо о региональном этапе конкурса «Я –исследователь». Спросив Ярослава, хочет ли он провести какое-нибудь исследование и поучаствовать, я уверено отказалась. Но чуть ли не в последний день подачи заявок судьба занесла меня спросить что-то другое у учительницы. И она стала уговаривать нас поучаствовать с этими двумя старыми проектами. На мое утверждение, что там нет никакого исследования, она возразила, что программы то он изучал, значит, есть и исследование. Почувствовав настоятельность учительницы, Ярослав сдался, и я вслед за ним. Заявки на участие, а потом и мы сами отправились на две секции – информационных технологий и биологии. Не знаю, с кем сын конкурировал на информатике, так как, выступив там, мы ушли на секцию биологии. Поражение в ботанических проектах было понятным и оправданным – кроме того, что исследование к проекту было «пришито белыми нитками», никто не обратил внимание на требование печатной работы, которой у нас не было. Оказалось, что на секции информационных технологий отсутствие работы не позволило жюри присудить «Гран-при», но первое место дали. И сразу же сказали, что получившие именно «Гран-при» будут рекомендованы на всероссийский этап.

Но потом, когда стали собирать команду от региона, оказалось, что не все «гран-призеры» могут поехать – кому-то уже исполнилось 10 лет, у кого-то не нашлось материальной возможности. И нам тоже предложили. Посмотрев в загоревшиеся глаза сына, отказаться мы уже не могли.

Учительница предложила объединить обе работы – по Excel и Access. Я подумала, что надо разбавить это чем-то более доступным и интересным для самого ребенка – так в работе появились еще две части: онлайн тест и карта с заданиями в игре Minecraft. Исследовательская часть тоже достраивалась в режиме острой нехватки времени – решили, что это будет сопоставительный анализ разных программ и анкетный опрос учеников разных классов об интересе к тому, чтобы ответить на вопросы и изучить самому каждую из программ. Несмотря на достаточно жесткий цейтнот, и выступление с представлением разработок, и опрос учащихся были проведены по-честному. И я надеюсь, что этот опыт, тем не менее, не пройдет для Ярослава бесследно – что каким-то азам исследовательской деятельности он все-таки научился.

Во время подготовки к конкурсу мы больше внимания сосредоточили именно на исследовательской части работы. Но так получилось, что наиболее внимательный и спрашивающий член жюри оказался хорошо разбирающимся в информационных технологиях – и его вопросы касались больше работы в Excel и Access. Что-то Ярослав смог показать и объяснить, что-то нет – не то, чтобы не знал этого совсем, но в ситуации волнения забыл и то, что знает. Конечно, если бы он сам сидел часами за этими программами, вникал в детали и разбирался, то и волнение не помешало бы рассказывать про офисные программы также свободно, как и про Minecraft. До исследовательской части, о которой мы больше всего думали при подготовке, дело в обсуждении с жюри почти не дошло.

Я тоже очень волновалась, когда Ярослав общался с жюри. И, наверное, заметила и запомнила не все. Но тренированный на наблюдение глаз в фоновом режиме фиксировал: настойчивые вопросы о программировании и пожелание продолжить работу в этом направлении – вероятно, сработало ожидание, что если информационные технологии, то должно быть именно программирование; ухмылка на словах о том, что делать базу данных помогала мама, и похожая ухмылка во время увлеченного рассказа про Minecratf – очевиден вывод о том, что ребенок увлечен только игрушками, а все остальное делала мама… И в какой-то мере, это, конечно, правильно. Окажись я сама «по ту сторону баррикад», возможно, тоже сделала бы такие же выводы.


Как педагог я понимаю, что низкая оценка работы сына – в общем-то, скорее всего, достаточно адекватна. На преимущественно внешней мотивации участия в конкурсах трудно сделать достойную работу и ярко проявиться при ее защите. Как психолог я знаю, что неудачи для становления личности ничуть не менее важны, чем успехи. И сколь трудным не был бы опыт поражения сейчас, он может вырасти в определенный ресурс в будущем – и я буду стараться, чтобы именно так и случилось. Но как мама я все равно переживаю это поражение вместе с сыном, и мне тоже грустно, что он оказался сейчас в числе последних – просто участников, даже не прошедших во второй тур конкурса.

Анализ случая с точки зрения системных проблем образования

Перекос в сторону формальной оценки результатов – это вообще системная проблема не только образования, но и общества вообще. Это происходит преимущественно в тех сферах, где производимый продукт не материален, а также не очевидна его связь с благом человека и общества. Как понять связь между конкретной активностью врача и здоровьем его пациентов в долгосрочной перспективе? Как понять, насколько успешен учитель? Как оценить результаты образования учащегося?.. Это вопросы, на которые невозможно дать исчерпывающие ответы, но для которых чиновниками разных рангов и мастей предлагаются простые решения, не раскрывающие и малой доли их сложности.

Сколько уже сказано о том, что неправильно мерить научные результаты числом «ваковских», «ринцевских» или «скопусовских» публикаций, Хиршами, грантовой успешностью и т.п. Но воз не только «и ныне там», он уверенно продвигается в сторону формализации. А в школьном образовании он продвинулся, наверное, еще дальше: погоня за грамотами для портфолио учеников и учителей – это норма современной школьной жизни там, где есть стремление к каким-то достижениям. Для учителей это необходимо как условие получения высокой аттестационной категории. Для учеников – как шанс поступить на следующей ступени обучения в какой-то более «крутой» класс, школу или вуз. Ну и, конечно, победы привлекательны сами по себе – благодаря всеобщему одобрению учителей и родных (а не радоваться успехам ребенка – тоже было бы как-то странно).

И если «по идее» конкурсы – это как бы способ поощрить тех, кто проявляет какую-то социально одобряемую сверхнормативную активность, то в реальности они превращаются в источник внешней мотивации этой самой активности. Так случается везде, где оценка достижений смещается на формальные показатели. Есть даже такой закон Гудхарта («Закон (принцип) Гудхарта заключается в том, что когда социальный или экономический показатель (KPI) становится целью для проведения социальной или экономической политики, он перестаёт быть достойным доверия показателем» (для общего представления цитирую по Википедии, но, в более серьезных текстах это тоже обсуждается). Я много лет занимаюсь вопросами качества образования. И думаю, что этот закон нужно выбивать большими буквами во всех организациях, которые занимаются оценкой качества любого социального процесса, а также вбивать каким-то образом в сознание тех, кто за это отвечает.

Баланс между формой и содержанием – это вообще задача очень сложная, удержать и решить ее может только сильное профессиональное сообщество. Сильное – в плане ориентации на содержание, культурные нормы, ценности и смыслы профессиональной сферы.

На всероссийском этапе конкурса «Я – исследователь», о котором собственно и идет сейчас речь, я увидела профессиональное сообщество, объединенное вокруг Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь». И, судя по прозвучавшим на конкурсе словам, и по составу учредителей, это сообщество явно ориентировано на те образовательные ценности, которые близки и мне.

Но при этом у меня есть некоторые сомнения в том, насколько оправдано вовлечение дошкольников и младших школьников в специальные исследовательские проекты. Мой личный и профессиональный опыт подсказывают, что в этих возрастах любые соревнования и деление детей по степени успешности чреваты существенными рисками. Основа исследовательской деятельности в любой сфере – это теоретическое мышление, механизмы развития которого реализованы в развивающем обучении. Это возраст, сензитивный к освоению «внутреннего устройства» исследовательской активности, а конкурсы подразумевают все-таки значительный элемент социальности.

Дошкольные «почему?» касаются всего вокруг, они ситуативны, и, возможно, этим и ценны – сегодня ребенок заинтересовался формой облака, завтра – устройством компьютера, послезавтра – жизнью жучка. Стоит ли ограничивать его интерес одной темой, развивая ее до уровня исследовательского проекта, но неизбежно лишая его ресурсов внимания к богатству других сторон мира? У меня в этом есть большие сомнения. Младший школьник может успешно через квазиисследования переоткрывать основы наук – в рамках тех задач и проблем, которые дает ему взрослый. Но вот постановка проблемы (хотя бы и маленькой), а также представление проекта или исследования – это уже действия по логике не столько предметной, сколько социальной реальности. Эти задачи хороши для подростков, нужны им. Но стоит ли «спускать» их в начальную школу? В этом у меня тоже есть очень большие сомнения.

И особенно сильными эти сомнения становятся по поводу тех ситуаций, в которых проекты и исследования проводятся ради конкурса, а не конкурс становится площадкой для представления проектов и исследований, случившихся благодаря интересу и энтузиазму детей и взрослых. Логично будет при этом упрекнуть меня в противоречии: раз я считаю, что участие в конкурсе ради конкурса – дело не слишком правильное, то и не надо было участвовать. Но, так или иначе, мы там оказались – о причинах я написала выше. И не думаю, что случай моего сына столь уж уникален, а все остальные участники – исключительно увлеченные своими исследованиями как таковыми дети, а их педагоги сплошь организуют детскую деятельность без активного привлечения семейного ресурса. Скорее можно предположить, что наш случай достаточно типичен.

Дети с умеренной внутренней мотивацией к исследователькой активности с опорой на помощь родителей участвовали и будут участвовать в этом и в подобных конкурсах. И вопрос к самим конкурсам может состоять в том числе и в том, будут ли они поддерживать пусть и слабую содержательную мотивацию и развивать исследовательские (или проектные) умения. Станет ли участие в них стимулом исследовать дальше для всех или только для тех, кто вдохновится ощущением успеха от победы?..

О том, какие варианты развития конкурса я увидела из своей родительской позиции – будет во второй части этой заметки.

А заканчивая описание нашего индивидуального случая, отмечу, что его интерес к исследовательской работе за это лето пока совсем угас – если еще весной он все-таки собирался быть ученым-биологом, то сейчас грезит о том, чтобы стать снайпером. Насколько на это повлиял опыт поражения на конкурсе – не знаю. Конечно, факторов много – возможно, решающим оказалось что-то другое в сложной мальчишеской жизни. В любом случае в следующем году нам предстоят другие испытания, связанные с окончанием начальной школы, а из возраста возможного участия в конкурсе «Я – исследователь» сын уже вырос – осенью нас ждет его первый юбилей. Надеюсь, что интерес к исследовательской деятельности к нему еще вернется. В любом случае, что бы он ни выбрал в жизни, не мыслить критически вряд ли получится – уж от этого навыка отвертеться трудно, когда мама и папа имеют некоторое отношение к исследовательской деятельности. Ну а маме спокойная жизнь тоже вряд ли светит…

Ольга Меркулова


  • Опубликовал: opm
Читайте другие статьи:
Книга Д.Б.Богоявленской и М.Е.Богоявленской  «Одаренность: природа и диагностика»  победила в конкурсе «Золотая Психея-2013»
04-06-2014
Книга

Лауреатами XV Национального психологического
Конкурс грантов Фонда В. Потанина в РГГУ
20-01-2012
Конкурс грантов

Конкурсный отбор преподавателей РГГУ для участия в конкурсе грантов
13-02-2010
Конкурсный отбор

Школьники из Германии обошли НАСА
29-05-2009
Школьники из

II Всероссийский конкурс психологических изданий - 2007
06-08-2007
II Всероссийский

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (21)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх