Микеланджело Буонарроти. «Сотворение Адама», фреска (фрагменты). Около 1511 г. В мае-июне 2022 г. проф. В.Т.Кудрявцев читает курс лекций на тему "Современные концепции одаренности и творчества" в рамках магистерской программы "Развитие детской одаренности" МГПУ (1 год обучения).В «Сотворении Адама» Микеланджело (любимая фреска моего учителя В.В.Давыдова, ее репродукция висела у него над рабочим столом в домашнем кабинете) – характерный ренессансный образ. Адам не дотягивается своим указательным пальцем до указательного пальца Бога. Недоданность Божьего дара, который не передается готовым из рук в руки, а возникает в зазоре указаний. В самостоятельном усилии Адама дотянуться. «Искра Божья» вспыхивает без замыкания контактов. В напряженном поле сотворчества. Разъяснения находим у другого титана эпохи Возрождения – Пико дела Мирандола в его «Речи о человеческом достоинстве»:
«Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: “Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».
Адам и его потомки не удержались - принялись корректировать «образ прочих творений» и даже создавать новые. Конечно, не абы как – а «в пределах установленных законов». Иногда у них получалось неплохо. Но в какой-то момент они перестали чувствовать под собой «центр мира», куда поставил Господь Адама, и просто не успевали задумываться о том, что этот центр – не просто удобная точка для обзора творящегося вокруг, а место, которое предстоит заполнить собственным образом. В его формировании они преуспели куда меньше. И покатились вперед созданные ими камни, которые они уже не могли догнать…
Эти рассуждения имеют самое прямое отношение к тому, что мы собираемся обсудить – диалектичную, порой драматичную природу феноменов творчества и одаренности.
В.Т.КудрявцевРасписание занятий24 мая16.20 - 17.50
18.00 – 19.30
19.40 – 21.10
31 мая 16.20 - 17.50
18.00 – 19.30
19.40 – 21.10
7 июня16.20 - 17.50
18.00 – 19.30
19.40 – 21.10
Лекции читаются в
online-режиме.В подспорье курсу:-
"Гениальность - это норма". Проект "PRО одаренность"
На развитие сайта