Российский государственный гуманитарный университет
Институт психологии им. Л.С. Выготского
___________________________________________________________
г. Москва 16 ноября 2007 года
Р Е З О Л Ю Ц И Я
VIII Международных Чтений памяти Л.С. Выготского
«Игра в неклассической психологии»
Проведенное обсуждение продемонстрировало эвристический потенциал современного понимания феномена игры, основы которого были заложен в русле неклассической, или неоклассической психологии Л.С. Выготского. Это понимание позволяет увидеть в игре:
- «вершинное» проявление человеческой сущности, анализ которого служит отправным пунктом постижения глубинных закономерностей психической жизни растущего и зрелого человека;
- форму «врастания» человека в культуру и ее преобразования им, в которой он находит способ своего свободного самоопределения в человеческом мире;
- условие и механизм овладения человеком своей собственной психической организацией;
- источник развития творческого воображения как универсальной способности;
- фундаментальную деятельную позицию, которая создает зону ближайшего развития, определяет более широкую перспективу личностного роста ребенка и взрослого;
- специфический тип социальной практики, ориентированной на развитие человека;
- инструмент развивающего образования на его разных ступенях.
Признавая ключевое значение игры в человеческой жизни, приходится констатировать ситуацию кризиса игровой культуры в современном обществе. Это, в частности, выражается в заметном сокращении объема игровой деятельности в дошкольных учреждениях и семье, которая все чаще уступает место «обучению на занятиях», в «дидактизации» игры, в свертывании репертуара детских игр к одному-двум их видам, в вытеснении игры внешне похожими на нее «квазиигровыми» формами деятельности (компьютерные игры и др.), в утрате дошкольниками желания и умения полноценно играть.
Все это оборачивается искажением нормальной логики психического развития ребенка с ближайшими и более отдаленными последствиями - в виде неготовности к школьному обучению, неспособности к включению в учебную деятельность, подверженности «школьным» неврозам, закрепления «выученной беспомощности» в качестве устойчивой психологической характеристики и др.
Вместе с тем, несформированность игровой позиции у взрослого человека приводит не только к снижению его творческого потенциала, но и возникновению у него целого ряда психологических проблем, к блокаде его личностного роста.
Задачу возрождения и сохранения игровой культуры, возвращения игры в жизнь детей и взрослых должно решать общество в целом. Однако важная часть в исполнении этой миссии принадлежит психологии и сопредельным наукам, с которыми ее объединяет общий объект изучения – человеческая игра.
Учитывая вышеизложенное, участники Чтений приняли ряд решений:
1. Развернуть на базе Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ междисциплинарные исследования игры с привлечением специалистов из других подразделений РГГУ.
2. Включить проблематику игры в планы научного сотрудничества по линии Международного общества Л.С. Выготского.
3. Способствовать систематической публикации в центральных научных и научно-популярных периодических изданиях материалов, отражающих результаты изучения проблематики игры в рамках неклассической (неоклассической) психологии.
4. Посвятить отдельный номер журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология»» теме игры как объекта междисциплинарных исследований.
На развитие сайта