Психолог Елена Альфредовна Пиотровская Я искренне благодарна родителям, поверившим в меня как в игрового психотерапевта раньше, чем я поняла сама, что выбранное направление работы дает мне возможность помогать детям справляться с проблемами. Возможно, эти родительские ожидания отчасти и «сделали меня» как профессионала. Это они, любящие папы и мамы, оставляли своих детей за закрытыми дверьми со мной, доверяя соприкасаться с душой ребенка. Это они, родители, выяснив, что мы использовали время занятий для того, чтобы запускать бумажные самолётики, наблюдать за тем, как смешиваются и причудливо переплетаются в стакане воды разноцветные нити краски, говорить о мультфильмах, играть с бакуганами, роботами, деревянными кубиками, мять бумагу, чтобы она стала похожей на старинные карты, продолжали водить детей на сессии и имели терпение увидеть первые результаты — изменение поведения и/или внутреннего состояния ребёнка.
Наряду с доверием я, конечно же, подчас чувствую и прямо противоположное отношение: скепсис, иронию, сомнения. Ниже я привожу несколько родительских мифов (или заблуждений) относительно процесса игровой психотерапии, центрированной на ребёнке, и самого игрового психотерапевта. Я также предлагаю свои «опровержения» этих мифов. Мне кажется важным сделать это — чем больше осведомленности о подходе будет у родителей, тем реже будет прерываться начатая работа, тем большему количеству детей удастся в полной мере воспользоваться богатейшими возможностями игровой терапии, центрированной на ребёнке.
1. Игровой психотерапевт знает, что стоит за каждым игровым действием ребенком, за каждым его высказыванием. На самом деле специалист не умеет читать мысли ребенка и не может интерпретировать каждое его действие. Другое дело, что он старается понять, «о чём играет» ребёнок, и очень внимателен к его действиям и словам.
2. Игровой психотерапевт знает, почему мой ребенок ведёт себя так, а не иначе, и должен всегда суметь объяснить мне, почему он, ребенок, так делает. На самом деле специалист строит рабочую гипотезу, осмысляет мотивы поведения ребенка, но не разгадывает его поведение как ребус, в котором каждое действие имеет один однозначный смысл и причину.
3. Игровой психотерапевт имеет план для каждой игровой сессии. Иначе зачем он вообще нужен как специалист? На самом деле игровая терапия, центрированная на ребёнке, не предполагает направленного «лечения» того или иного симптома. Задача специалиста – создать условия для того, чтобы ребенок смог максимально использовать для развития, восстановления и гармонизации свои собственные внутренние ресурсы. Это кажется удивительным, но ребенок при соответствующих условиях буквально «изживает» свою симптоматику.
4. Игровая психотерапия подразумевает вседозволенность. Игровая терапия предполагает свободу самовыражения ребенка, а также соблюдение целого ряда ограничений.
5. Игровой психотерапевт, возможно, не помнит правил русского (английского) языка, таблицы умножения, у него нет логопедической подготовки — он не исправляет ошибки моего ребенка. На самом деле у игрового психотерапевта есть свои профессиональные задачи, которые он реализует во время взаимодействия с ребёнком. Игровой психотерапевт не должен поправлять ошибки ребенка, выполняя не свойственные ему функции педагога, логопеда, дефектолога.
6. Игровой психотерапевт умеет хорошо притворяться, как будто ему интересна возня в песочнице, болтовня о компьютерных играх и игра в куклы. На самом деле хорошему игровому терапевту интересно разделять с ребенком его способы проявлять себя на игровой сессии.
7. Игровой психотерапевт знает какие-то ухищрения, благодаря которым мой ребенок рвётся к нему на занятия как будто там мёдом намазано. На самом деле атмосфера полного принятия взрослым специалистом всех чувств ребенка и возможность свободы самовыражения привлекает многих детей по контрасту с требованиями обычной жизни, где они должны все время соответствовать установленным стандартам.
8. Игровой психотерапевт говорит, что не проводит психологической диагностики с помощью тестов — наверное, ему лень или он не уверен в своих силах. На самом деле игровой терапевт при необходимости может направить ребенка для прохождения диагностики и может сотрудничать с разными специалистами — неврологом, нейропсихологом, психиатром. В функции игрового психотерапевта, на самом деле, не входит задача проводить стандартизованные диагностические процедуры.
9. Игровой психотерапевт говорит, что поведение ребенка на сессиях является диагностическим и что одна-две встречи не могут дать чёткой картины происходящего, — наверное, специально хочет растянуть время работы, чтобы получить побольше денег. Игровой терапевт, действительно, постоянно наблюдает за поведением ребенка и собирает массу диагностического материала во время работы. И пока в этой работе есть необходимость, ему есть что «диагностировать» (не проводя тестов).
10. Игры с игрушками могут замедлить процесс интеллектуального развития моего ребенка. Создается впечатление, что он как бы становится младше на этих занятиях. На самом деле во время игровых сессий ребенок может регрессировать к более раннему возрасту. Это временное явление, позволяющее ребенку вернуться на ранние стадии развития и «прожить» их заново, избавляясь от соответствующих проблем. Кроме того, игра сама по себе активизирует креативность и воображение, что благотворно сказывается и на познавательных способностях ребенка.
11. Игровой терапевт настаивает на том, чтобы родители тоже регулярно приходили на встречи с ним. Похоже, хочет заработать побольше денег. На самом деле общение игрового терапевта с родителями помогает ему лучше понимать, что происходит с ребенком. Кроме того, специалист помогает родителям подготовиться к изменениям, происходящим с ребенком во время работы. Сотрудничество игрового психотерапевта и родителей увеличивает шансы на достижение устойчивого положительного результата в ходе психотерапии.
12. Прерывание сессий по родительской инициативе, без согласования с игровым психотерапевтом — естественное и нормальное дело. Поиграли и хватит. На самом деле завершение занятий стоит согласовывать со специалистом. Внезапно прерывать занятия — неполезно для ребенка. Во время игровых сессий запускаются процессы глубинных изменений, которые должны иметь логическое завершение.
Сайт Елены Пиотровской
На развитие сайта