Пьетро Чеккардо Стаджи. «Пигмалион и Галатея» (1790-1792 гг.). Эрмитаж День знаний — это начало нового учебного года. Первого сентября принято говорить о важности образования. Вместе с экспертом пробуем разобраться, что на самом деле значит это слово и откуда оно пришлоПорассуждать над происхождением слова полезно для того, чтобы лучше понять сам предмет или явление, потому что в этимологии накапливаются и концентрируются многовековые наблюдения народа за миром. Образование в актуальном на 1 сентября значении — это «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение» и «совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения» (БАС). Вполне логично, что это значение развилось из другого, более базового: образование как «возникновение, формирование или создание чего-либо», например, процесс образования почвы или кровеобразование. Логика за этим переходом совершенно простая — образование — это формирование человека, характер, убеждения и внутренний мир которого «лепятся», «создаются», «вытесываются». Не зря педагоги издавна сравнивали ребенка с «чистой доской» (tabula rasa), на которой можно нарисовать или написать что угодно. В результате человек обретает свой образ за счет полученных знаний и воспитания.
Иными словами, образование — это придание человеку образа, формы, лица.
В русском языке это слово появилось из церковнославянского, где оно означало «изображение, предвестье, прообразование» чего-либо (например, образование будущего, то есть что-то было прообразом будущего). В Средние века в русском языке образование — это изображение или скульптура (священные образования), форма или устройство (телес образование, то есть устройство тел), позднее «возникновение, создание» (образование животных), «представление, воображение, создание мысленного образа» (чрез образование во уме постигнути, то есть понять через представление), и только в XVI веке засвидетельствовано значение «указание, наставление, образование» как получение знаний (например, на пестрое книжное образование утверждающе отроки) (СРЯ XI—XVII вв., вып. 12).
Однако на авансцену это значение образования выходит, весьма подходяще, в Век Просвещения, в XVIII веке, получив подкрепление от немецкого слова Bildung с таким же значением, которое часто используется в трудах популярных в то время немецких авторов. Они включают его в свои размышления о развитии человека и человеческого общества. Мыслитель и богослов Иоганн Гердер говорит про образование человечности и сравнивает его с «бутоном будущего цветка», философ Иммануил Кант — про образование своих граждан и внутреннее образование их образа мысли. Как отмечал один позднейший философ, «понятие образования, в то время завладевшее умами, было, вероятно, величайшей мыслью XVIII века, и именно оно обозначило стихию, в которой существовали гуманитарные науки XIX века».
В конечном итоге образование, естественно, происходит от слова «образ». Аналогично, Bildung происходит от Bild «образ», который способен означать одновременно и «прообраз, образец» (например, образ добродетели) и «слепок, копия» (например, художник создал ее образ на картине). Само понятие образа имеет тоже очень богатую историю, и когда люди XVIII и XIX веков заговорили об образовании человека, их мысль, конечно же, отсылалась к библейскому учению о создании человека «по образу Божию». Человек мыслился как несущий в себе некий «оттиск», «клеймо», «черты», указывающие на Создателя и роднящие его с Ним.
Средневековые мыслители, помимо высоких философских рассуждений, объясняли это аналогией с монетами, на которых печатался профиль правителя государства: каждая монета несет на себе такой «образ». А уже в применении к образованию эту мысль можно было развить и представить образование как «расчистку» этого образа от наслоений грязи или, наоборот, дальнейшее формирование все более точного и совершенного образа Создателя в человеке.
Кстати, слово образ до сих пор используется в значении «икона» (например, сидеть под образами). А если еще дальше «закопаться» в этимологию, слово образ происходит в итоге от общеславянского разить, однокоренного с резать. Образ — нечто «вырезанное», наверное, изначально «вырезанное из дерева, скульптура, изображение».
Как мы видим, язык использует яркий образ, метафору, чтобы передать понимание сути явления. Другие метафоры образования — «свет» (просвещение), «питание» (воспитание), «выведение наружу» (таящихся добрых качеств) или «ведение за собой по правильной дороге» (education в конечном итоге от латинского educere = ex+ducere «вы- + водить»).
Об авторе: Владислав Алпатов, доцент Института иностранных языков Московского городского педагогического университета.
РБК.Тренды
На развитие сайта