Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Программа курса «Методологические основы когнитологии» для магистрантов МГПУ 1-го года обучения по профилю "Психолингвистика речевого воздействия"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 019
  •  
    • 0
Ашукино, сентябрь 2022 г.
Ашукино, сентябрь 2022 г. Фото В.К.

Составитель – В.Т. Кудрявцев


Цель курса – раскрыть методологические основы междисциплинарного подхода к пониманию источников происхождения и развития знания в истории человечества, онтогенезе и функциогенезе познания.

Задачи курса:

1) сформировать у студентов представления о культурно-исторической и деятельностной природе познания, раскрыть их объяснительный и эвристический потенциал для понимания многообразия когнитивных феноменов в различных научных дисциплинах и сферах социальной практики;
2) проследить тенденции развития знания в контексте разумно-теоретического отношения человека к действительности.

Тема 1. Творческая природа познания как самоотношения человека

Когнитивная энтропия. Информация, знание, понимание. Феномен «отсечений лишнего»: «скульптурный» подход к познанию. Познание и знание – феномены культуры и истории. Воображение как основа познания. Познание как творчество: теория деятельности и конструктивизм в понимании когнитивных феноменов. Гносеологический переворот И. Канта и его следствия для наук о познании. Проблема субъекта в науках о познании. Самопознание человека – ключ к познанию мира. Понимание вещей и взаимопонимание людей – единый процесс. Познание как «обращение-посыл» (Ф.Т. Михайлов, В.В. Бибихин).

Тема 2. Как возможно междисциплинарное знание о знании

Знание о знании: «единство в многообразии»? На путях к междисциплинарному синтезу: перспективы и ограничения. Поиск альтернативы бихевиоризму. От когнитивной психологии к метакогнитвизму. От трансформационной лингвистики Н. Хомского к когнитивной лингвистике. Антропология познания. Компьютерная метафора. Моделирование когнитивных процессов в нейронных сетях. От логики и психологии к генетической эпистемологии (Ж. Пиаже). Эйдос – схема – гештальт - когнитивная карта. Философское понимание познания как методология конструирования знания (решения задач) в специальных дисциплинах. Значение разнодисциплинарных социальных практик для выработки междисциплинарного подхода к познанию.

Тема 3. Разумно-теоретическое и рассудочно-эмпирическое отношение к миру

Рассудок и разум – только ли формы мышления? Понятие «теоретическое отношение к действительности» (В.В. Давыдов). «Чувства-теоретики» (Л.Фейербах, К. Маркс). «Деятельный разум» (А.А. Леонтьев). «Умные эмоции»: проблема единства аффекта и интеллекта. Теоретическое и эмпирическое, научное и житейское мышление: точки совпадения и расхождения понятийных пар. Логика восхождения от абстрактного к конкретному в познании. Знание и значение: язык как фиксация коллективного когнитивного опыта. Единство общения и обобщения. Рациональная картина мира.

Тема 4. Знание в рамках дискурса и за его пределами

Знание о незнании. Неявное знание. Допонятийные формы мышления. Удивление и его пороги. Природа интуиции. «Найти то, не знаю что» - парадоксы поиска. Проблематизация как этап и самостоятельная форма познания. Коллективное и личностное знание.

Тема 5. Когнитивные практики и их теоретическая рефлексия

Познание как цель и побочный продукт деятельности. Познавательная мотивация деятельности. Познавательная перспектива. Опыт и креативный потенциал философского познания. Специальные науки как когнитивные практики. Профессия как репрезентация особой познавательной перспективы. Образование как рефлексия познавательного опыта человечества и человека. Возможности духовных и художественно-эстетических практик в расширении познавательной перспективы. Самосознание как самопознание.

Тема 6. Развитие познания

Деятельность – конструктор знания в его развитии. Своеобразие детской картины мира. Смысловой характер образов ребенка. Интеграция до дифференциации: «целое раньше частей» - формула развивающегося познания. Функции воображения в развитии познания. Интеллектуализация познавательных процессов.

Литература по курсу


Основная


1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М.: Педагогика, 1982.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
4. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
5. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М. Политиздат, 1968.
6. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Пер Сэ, 2002,
7. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. 2-е изд. М., 1976.
8. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.
9. Хомский Н. Человек говорящий. Эволюция и язык. СПб.: Питер, 2018.

Дополнительная


1. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая школа, 1968.
2. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Прогресс, 1972.
3. Когнитивная психология: история и современность / Под ред. М. В. Фаликман, В. Ф. Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011.
4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
5. Ньюэлл А., Шоу Дж., Саймон Г. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительных машин // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
6. Успехи когнитивных наук. М.: Наука, 2008.

Вопросы по курсу


1. Назовите основные преимущества полидисциплинарного (междисциплинарного) знания перед монодисциплинарным.
2. В чем состоит основание единства междисциплинарного знания о знании?
3. Приведите собственный пример междисциплинарного исследования познания.
4. Познание развивается в истории. Можно ли сказать, что современный школьник знает больше Платона или Аристотеля?
5. Почему в «век информации» мы знаем меньше?
6. Кто «знает больше»: общество или индивид?
7. Если в познавательных образах объективный мир как бы достраивается, то не дает ли это его искаженной картины? Противоречат ли друг другу положения об истинности и конструктивной сущности познания?
8. В 1931 г. немецкий врач Макс фон Зендем удалил катаракту нескольким слепорожденным детям. Вся остальная зрительная система была у них в норме. Однако в течение первых дней после операции видимый мир оставался для этих детей лишенным всякого смысла: знакомые предметы - трость, стул и др. - они узнавали только на ощупь. Лишь по мере специальной тренировки дети обучались видеть вещи, но их зрение и в дальнейшем не смогло достичь нормального развития. Почему?
9. Что стремился подчеркнуть выдающийся отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн, когда писал: «Первично даны не объекты созерцания, а объекты потребностей и действий»?
10. В чем смысл формулы Б. Спинозы «Для того, чтобы познать вещь, надо сделать (сотворить) ее»?
11. Дайте интерпретацию мысли Гегеля, по словам которого, самое мудрое, что может сделать ребенок – это сломать игрушку.
12. Какой эффект имел в виду Леонардо да Винчи, написавший: «То лицо, которое на картине сморит прямо на художника, его делающего, всегда смотрит на всех тех, кто его видят»?
13. По словам американского психолога А. Осборна, именно воображение открыло Америку. Что имелось в виду?
14. Известно выражение: «Все познается в сравнении». Все ли?
15. Являются ли синонимами понятия словесного и теоретического мышления?




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (15)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх