Ашукино, сентябрь 2022 г. Фото В.К. Составитель – В.Т. Кудрявцев
Цель курса – раскрыть методологические основы междисциплинарного подхода к пониманию источников происхождения и развития знания в истории человечества, онтогенезе и функциогенезе познания.
Задачи курса:1) сформировать у студентов представления о культурно-исторической и деятельностной природе познания, раскрыть их объяснительный и эвристический потенциал для понимания многообразия когнитивных феноменов в различных научных дисциплинах и сферах социальной практики;
2) проследить тенденции развития знания в контексте разумно-теоретического отношения человека к действительности.
Тема 1. Творческая природа познания как самоотношения человека
Когнитивная энтропия. Информация, знание, понимание. Феномен «отсечений лишнего»: «скульптурный» подход к познанию. Познание и знание – феномены культуры и истории. Воображение как основа познания. Познание как творчество: теория деятельности и конструктивизм в понимании когнитивных феноменов. Гносеологический переворот И. Канта и его следствия для наук о познании. Проблема субъекта в науках о познании. Самопознание человека – ключ к познанию мира. Понимание вещей и взаимопонимание людей – единый процесс. Познание как «обращение-посыл» (Ф.Т. Михайлов, В.В. Бибихин).
Тема 2. Как возможно междисциплинарное знание о знании
Знание о знании: «единство в многообразии»? На путях к междисциплинарному синтезу: перспективы и ограничения. Поиск альтернативы бихевиоризму. От когнитивной психологии к метакогнитвизму. От трансформационной лингвистики Н. Хомского к когнитивной лингвистике. Антропология познания. Компьютерная метафора. Моделирование когнитивных процессов в нейронных сетях. От логики и психологии к генетической эпистемологии (Ж. Пиаже). Эйдос – схема – гештальт - когнитивная карта. Философское понимание познания как методология конструирования знания (решения задач) в специальных дисциплинах. Значение разнодисциплинарных социальных практик для выработки междисциплинарного подхода к познанию.
Тема 3. Разумно-теоретическое и рассудочно-эмпирическое отношение к миру
Рассудок и разум – только ли формы мышления? Понятие «теоретическое отношение к действительности» (В.В. Давыдов). «Чувства-теоретики» (Л.Фейербах, К. Маркс). «Деятельный разум» (А.А. Леонтьев). «Умные эмоции»: проблема единства аффекта и интеллекта. Теоретическое и эмпирическое, научное и житейское мышление: точки совпадения и расхождения понятийных пар. Логика восхождения от абстрактного к конкретному в познании. Знание и значение: язык как фиксация коллективного когнитивного опыта. Единство общения и обобщения. Рациональная картина мира.
Тема 4. Знание в рамках дискурса и за его пределами
Знание о незнании. Неявное знание. Допонятийные формы мышления. Удивление и его пороги. Природа интуиции. «Найти то, не знаю что» - парадоксы поиска. Проблематизация как этап и самостоятельная форма познания. Коллективное и личностное знание.
Тема 5. Когнитивные практики и их теоретическая рефлексия
Познание как цель и побочный продукт деятельности. Познавательная мотивация деятельности. Познавательная перспектива. Опыт и креативный потенциал философского познания. Специальные науки как когнитивные практики. Профессия как репрезентация особой познавательной перспективы. Образование как рефлексия познавательного опыта человечества и человека. Возможности духовных и художественно-эстетических практик в расширении познавательной перспективы. Самосознание как самопознание.
Тема 6. Развитие познания
Деятельность – конструктор знания в его развитии. Своеобразие детской картины мира. Смысловой характер образов ребенка. Интеграция до дифференциации: «целое раньше частей» - формула развивающегося познания. Функции воображения в развитии познания. Интеллектуализация познавательных процессов.
Литература по курсу
Основная
1.
Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М.: Педагогика, 1982.
3.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
4.
Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
5.
Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М. Политиздат, 1968.
6. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Пер Сэ, 2002,
7.
Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. 2-е изд. М., 1976.
8.
Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.
9.
Хомский Н. Человек говорящий. Эволюция и язык. СПб.: Питер, 2018.
Дополнительная
1.
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая школа, 1968.
2.
Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Прогресс, 1972.
3. Когнитивная психология: история и современность / Под ред. М. В. Фаликман, В. Ф. Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011.
4.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
5.
Ньюэлл А., Шоу Дж., Саймон Г. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительных машин // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
6. Успехи когнитивных наук. М.: Наука, 2008.
Вопросы по курсу
1. Назовите основные преимущества полидисциплинарного (междисциплинарного) знания перед монодисциплинарным.
2. В чем состоит основание единства междисциплинарного знания о знании?
3. Приведите собственный пример междисциплинарного исследования познания.
4. Познание развивается в истории. Можно ли сказать, что современный школьник знает больше Платона или Аристотеля?
5. Почему в «век информации» мы знаем меньше?
6. Кто «знает больше»: общество или индивид?
7. Если в познавательных образах объективный мир как бы достраивается, то не дает ли это его искаженной картины? Противоречат ли друг другу положения об истинности и конструктивной сущности познания?
8. В 1931 г. немецкий врач Макс фон Зендем удалил катаракту нескольким слепорожденным детям. Вся остальная зрительная система была у них в норме. Однако в течение первых дней после операции видимый мир оставался для этих детей лишенным всякого смысла: знакомые предметы - трость, стул и др. - они узнавали только на ощупь. Лишь по мере специальной тренировки дети обучались видеть вещи, но их зрение и в дальнейшем не смогло достичь нормального развития. Почему?
9. Что стремился подчеркнуть выдающийся отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн, когда писал: «Первично даны не объекты созерцания, а объекты потребностей и действий»?
10. В чем смысл формулы Б. Спинозы «Для того, чтобы познать вещь, надо сделать (сотворить) ее»?
11. Дайте интерпретацию мысли Гегеля, по словам которого, самое мудрое, что может сделать ребенок – это сломать игрушку.
12. Какой эффект имел в виду Леонардо да Винчи, написавший: «То лицо, которое на картине сморит прямо на художника, его делающего, всегда смотрит на всех тех, кто его видят»?
13. По словам американского психолога А. Осборна, именно воображение открыло Америку. Что имелось в виду?
14. Известно выражение: «Все познается в сравнении». Все ли?
15. Являются ли синонимами понятия словесного и теоретического мышления?
На развитие сайта