Бруно Латур В ночь на 9 октября ушел французский мыслитель и социолог
Бруно Латур.
Вы считаете, мы живем на Земле? Нет, мы живем лишь на «коже Земли». Весь Земной шар – не наш. По Латуру, наши – два километра выше, да два километра ниже линии земной поверхности, плюс сама эта поверхность. Именно в этих узких границах мы вступаем в непосредственные контакты с природным миром, что не может не определять масштаб нашего мышления, хотя косвенные эффекты этих контактов могу простираться дальше. Какие и куда - не всегда легко определить на расстоянии 4 км., которое человек проходит за час. Знакомая нам Гея, отмечает Латур, в отличие от Природы, весьма локальна и где-то антиприродна (противоестественна). Она же может стать «Критической Зоной», в его терминологии.
Конечно, наука, техника, технология способы прорваться в несоизмеримые в этим дали. Но «вся контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаудской улице». И у Геи вырастают зеленые усы, которые мы принимаем за явления Природы (отсюда и срастание мифологии и науки в 21 веке). Позвольте, а Интернет? Это же – целый Космос! Может, и Космос, но разговоры в нем порой таковы, как если бы их вели на площади коммунальной кухне.
Выход? Создать Большую Лабораторию Наук о мире в целом, где будут в корне реструктурированы их взаимоотношения, что невозможно без радикального преобразования
оснований самих этих наук. Где будут работать куда более «сложные», по словам Латура, мыслящие существа, чем те, «Земные», что способны вступать в отдельные полидисциплинарные контакты «на расстоянии 4 километров».
Латур ценил Вернадского. Но ноосфера Вернадского – это не прослойка, не надстройка над гео- и биосферой. Это изменение их образа в составе, прежде всего, научной мысли, которая благодаря этому становится действием. «Действие является характерной чертой научной мысли. Научная мысль - научное творчество - научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания» (
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С. 74-75).
Открытость к встрече с подчас неведомой жизнью, которую пробудил сам человек, к встрече с осознанием этого обстоятельства, превращает его из «кожного высыпания» на поверхности Земли в ее мозг и сердце.
В этом – правда Вернадского и Латура.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта