Елена Олеговна Смирнова
Таинственный рой сновидений
Овеял расцвет наших дней.
Ребенок - непризнанный гений
Средь буднично-серых людей.
Максимилиан Волошин
…И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Анна Ахматова
Не в порядке игры с образами и сюжетами психоанализа я уже однажды писал: детская психология богата «отцами-основателями», но она предстает и в прекрасных материнских лицах. Что, вероятно, столь же символично, сколько естественно. Речь шла о Людмиле Филипповне Обуховой. К этому имени бы я добавил (из тех, кого близко знал, и кто был мне дорог) имена Ольги Михайловны Дьяченко, Анны Михайловны Прихожан, Елены Евгеньевны Кравцовой и Елены Олеговны Смирновой.
Елене Олеговне сегодня исполнилось бы 75. Исполнилось бы - никто бы не дал. Она неожиданно ушла вместе со своей молодостью, оставив память о себе в виде вечной влюбленности и любви многих.
Столетиями детский мир так или иначе оставался «резервацией» внутри мира взрослых, отделенной от всего остального надежными перегородками. Вход туда был достаточно жестко регламентирован. Даже в семье взрослые старались ограждать детей от многого из того, что творится в их мире, внутри них самих. В XXI века двери детской распахнулись, а стены - раздвинулись. В нее хлынула современная жизнь со всеми своими благами, достижениями, веяниями и проблемами. Да, дети становятся полноправными гражданами человеческого мира, который все труднее разделить на взрослую и детскую «половины».
Но готовы ли к этому, прежде всего, сами взрослые? Мир сегодня и сам напоминает большую «детскую» - в том смысле, что многое в нем делается «за человека», что не могло не сказаться и на особенностях взросления и взрослости. А взрослые, как и век назад, стремятся воплотить в детях, условиях их воспитания, обучения, образования свои представления о детстве. Только в глобальном масштабе. И пренебрегая теми регламентами, которые ныне кажутся чрезмерными, но позволяли защищать детство и ребенка от рисков с воплощением этих представлений связанных.
Лена Смирнова, по сути, занималась изучением и предупреждением этих рисков задолго до погружения детства в «цифровую среду». В этой среде где «каждый себе командир», за которым скрывается беспомощный заложник «метавселенской» стихии, если рядом нет «со-искателей смысла». В данном случае – взрослых, способных содействовать в развитии ребенку осмысленно, так, чтобы он сам нашел свой смысл в том, что еще вовсе не стало для него и взрослого общезначимым. Для взрослого оно таково «по умолчанию». Ему кажется, что «по умолчанию», по результатам некоторой анонимной, кем-то установленной конвенции (обычно ссылаются на «род человеческий» и его «общественную практику» - звучит весомо, но неубедительно), устроен весь мир. А смыслы упрятаны повсеместно - нужно только получше поискать. Взрослая самонадеянность и мифологическая наивность взрослого сознания. Правда, тотемы весьма технологичны. В их числе и "гаджеты" - кстати, когда-то эти французским словом называли всевозможные безделушки для взрослых: от плавающих механических уток - до "писающих мальчиков". В продуктивном, талантливом, мудром преодолении ограничений сознания взрослых – лейтмотив творчества Лены.
Студентка (?) Лена Смирнова
«Вершинная психология» Выготского – «крылатая психология», психология подъема человека над «горизонтами обыденности», главный из которых – внутри него самого. И вот взрослый носитель этих «горизонтов», сам себя «знающий, как облупленного», сам себе неинтересный, если честно признаться, сам себе надоевший, сам от себя уставший, идет к детям. Чтобы под видом передачи «опыта поколений» сбросить на них это свое «знание» (множитель печалей), эти свои убитые интересы, эту самопресыщенность и усталость.
Вершинная психология детства Елены Смирновой – прежде всего, в помощь взрослым. А дети себя найдут вместе со своими смыслами, сколько бы взрослые ни прятали, да и взрослым подскажут, где искать.
Слово «летчик» придумал один человек - поэт Велимир Хлебников, хотя примерно в одно и то же время искали многие (среди них Александр Блок и Александр Грин). Так же и с колесом - кто-то изобрел его хотя бы на полмиллисекунды раньше, чем другие. Тем более - со смыслом.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта