Иные годы лучше не встречать. Прут на тебя Троянскими конями жизни. Этот, правда, был честнее – Троянским тигром, от чего не легче. И не обойдешь. Остается прошмыгнуть сквозь. А кое-где приостановится. Не всю жизненную дорожку занимает троянская фауна. Годы приходят и уходят. Остаются люди, а с ними - встречи, события, особенно, если сам немного участвовал в их подготовке. Остается и продолжается жизнь.
События года: II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения», посявщенные посвящены актуальным проблемам субъекта учебной деятельности и ее практической реализации в условиях цифровизации образования (МГППУ, Москва); Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик» (НГПУ, Новосибирск), Международная научно-практической конференции «Язык и личность в полидисциплинарной перспективе» (МГПУ, Москвы). Шлейф этих событий охватит и 2023 г. виде подборки журнальных публикаций ученых более 10 стран мира.
К событийным итогам я бы отнес и результаты работы по проекту «Культурно-историческая психология в архивах ее творцов» (РНФ). Прежде всего – подготовку и издание книг Л.С. Выготского «Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития» («КАНОН-ПЛЮС») и В.В.Давыдова «От развивающего обучения к развивающему образованию Избранные «РО»ритеты» (НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»). К ним примыкают еще 2 издания, увидевшие свет благодаря энергии А.Д.Майданского, финансовой поддержке РНФ и редакционно-издательским усилиям («КАНОН-ПЛЮС») – монография Е.Е.Соколовой «Психология деятельности: становление и перспективы развития» и коллективная монография «Культурно-историческая психология. Истоки и новая реальность».
Заявку на то, чтобы стать событием (не только «календарным событием» одного года), я вижу в постоянно действующем научном семинаре «Развивающее профессиональное образование: от методологии к проектам», который мы организовали базе Института профессионального образования им. К.Д.Ушинского МГПУ вместе с сопутствующими мероприятиями.
Прекрасным июльским вдохновляющим событием стало 90-летие Дианы Борисовны Богоявленской. В водовороте дел и общения в связи с ними, Диана Борисовна, похоже, так и не осознала, что перешла некоторую черту, которую принято считать, если не знаковой, то значимой в жизни человека. Мы с ней в постоянном контакте. На следующий день после юбилея она сообщила мне по телефону: «Работается, как работалось!» И это нормально. В полном соответствии с концепцией творчества как «деятельности по развитию деятельности» авторства Дианы Борисовны.
Еще одно событие подарил мне мой Учитель. Лето и осень я провел на даче в Ашукино с В.В.Давыдовым (он бывал там), занимаясь подготовкой Давыдовских чтений и двух сборников Давыдовских трудов.
Открытие года: мой Учитель Василий Васильевич Давыдов. Готовя книги к изданию, я снова и снова с восхищением и вдохновением чувствовал себя открывателем, первопроходцем, заступившим на terra incognita. Я продолжал брать удивительные уроки у своего Учителя. Потому что дорос до тех настоящих вопросов, на которые мог бы ответить только он. В этом парадокс ученичества: такие вопросы возникают, когда учителя уже уходят. И мы вынуждены, как можем, думать сами. Это и есть главный урок мышления, который мы получаем от учителей, правда, в их отсутствии. А может, в максимальном присутствии? Летом Давыдов был совсем рядом со мной.
С этим открытием связно другое – Роберто Валдес Пуентос, профессор Федерального университета Уберландии (Бразилия), вместе со своими коллегами достойно и необычайно продуктивно продолжающий дело В.В.Давыдова в Латинской Америке.
Потери года: Павел Никифорович Паненков, Леонид Вячеславович Куравлев, Галина Николаевна Кудина, Юрий Владимирович Манн, Олег Михайлович Вавилов, Виктор Витальевич Татарский, Жанна Марковна Глозман, Юнна Александровна Кораблева, Владимир Владимирович Репкин, Александр Иванович Демочкин, Михаил Сергеевич Горбачев, Людмила Григорьевна Паненкова, Сергей Федорович Горбов, Андрей Евдокимов, Эдуард Николаевич Артемьев.
Проекты года: «Психологические особенности жертв манипулятивного поведения (на примере телефонного мошенничества)» (РФФИ), «Культурно-историческая психология в архивах ее творцов» (РНФ), "PRО одаренность".
Книги года: Эдит Ева Эгер, Эсме Швалль-Вейганд. «Выбор. О свободе и внутренней силе человека». Энди Вейер «Проект “Аве Мария”». Харуки Мураками «От первого лица». Джеральд Даррелл «Сад богов». Михаил Майзульс. «Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии». Евгений Добренко, Наталья Джонссон-Скрадоль «Госсмех: Сталинизм и комическое». Ольга Седакова. «Мудрость Надежды и другие разговоры о Данте». Дэвид Винстент. «История одиночества». Геннадий Лобастов. «Ум как точка опоры». Л.С. Выготский. «Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития». В.В.Давыдов. «От развивающего обучения к развивающему образованию Избранные «РО»ритеты».
Фильмы года: «На Западном фронте без перемен» (первая немецкая экранизация романа Ремарка), «Вышка», «Фабельман», «Мир Юрского периода 3. Господство»*.
*Скорее, инерционная дань давней любви. Выпущен аккурат к 30-летию первого и, собственно, единственного "Парка". Снял это, как и "Мир Юрского периода", Колин Треворроу. А творец "Парка" Спилберг в очередной раз ограничился ролью исполнительного продюсера. Динозавры давно приспособились к антропогену и заполнили все стихии современной Земли: бегают по снежку, грабят траулеры с рыбой, воркуют на крышах небоскребов. А вот люди со своими н(е)изменными повадками так и остались в Юрском периоде, о чем мы и без подачи кинофантастов узнаем из ежедневной ленты новостей. Впору спасать динозавров (и некоторых людей), а не спасаться от них. Что в очередной раз и делается героями "Парков-Миров Юрского периода". К числу героев примыкает и слегка набравшая за треть века морщин и седин троица из первого "Парка": палеонтологи Алана Грант и Элли Сэттлер, математик, специализирующийся в сфере теории хаоса Ян Малколм. Соответственно - Сэм Нил, Лора Дерн и Джефф Голдблюм. Голдблюму там особо нечего играть (зато в последнее время он здорово играет и записывает джаз на ф-но). Внук Иосифа Зеликовича Поварчика из местечка Тимковичи близ Минска, отметивший, к слову, свое 70-летие 22 октября того же года, говорит мало, но не очень смачно (а ведь умеет, еще как умеет!). Много говорит, как и тридцать лет назад, Лора Дерн, которую еще раньше заприметил для главной роли в "Синем бархате" Дэвид Линч. Что-то выжать из роли попытался великолепный Сэм Нил. Однажды чуть не стал Бондом, но Бонда перехватил Тимоти Далтон. Далтон, актер классической английской театральной школы, сыграл хорошо. Но, на мой взгляд, упущенный шанс Сэма Нила лишил бондиану заманчивой актерской перспективы. Что до "Мира Юрского периода 3" - с ним все OK: третье место в мировой кассе года с десятизначной суммой долларов в прокате. Больше о фильме мне сказать нечего.
Песня года: Buddy Guy. Symptoms Of Love (Feat. Elvis Costello)
Очарование года: дачное путешествие из лета в осень на летящих паутинках.
Победа года: И так опобедоносились все вокруг…
Не-победа года: Победитель получает все, но иногда и за все.
Мечта года: Революционно пересмотреть результаты эволюции.
Надежда года: Вражьим сапогам, наконец, надоесть топать больные мозги или гнилые опилки.
Вера года: Как сказал, один профессиональный афорист, «терпение – вера мудрости». Вот я и треплю.
Любовь года: злая и слепая
Мысль года:Человек может сознательно и безупречно следовать правилам человеческого общежития. Но это еще ничего не говорит о его социальности. Смысл социальности в том, что люди внутри нее вместе становятся и остаются людьми. В любых обстоятельствах. Необратимо. Даже если от общества останется один человек, состоявшийся «социально», он человеком и останется.
Социальность - иммунитет от бесчеловечного, от одичания, в которое очень легко впасть, не покидая круга людей, особенно, сбившихся в толпы. В «кругу людей» чаще всего в него и впадают. Ведь дикость – это не близость к природе, а отдаленность от культуры. А социальность порой узнается в отшельниках, странниках, вынашивающих в своем одиночестве общезначимые смыслы…
Социальность – иммунитет от бесчеловечного, который раз заново приобретается. Ведь она - не совокупность индивидов, живущих сообща и на многое не способных друг без друга. Под эту квалификацию подойдет и стадо, и стая, и даже колония. Социальность - это чувство локтя, которого нет рядом. И сердца, которое бьется колоколом где-то далеко и неслышно по тому, что затрагивает тебя, хоть ты этого еще не почувствовал. И мысли, которая проникла в природу того, о существовании чего ты даже не подозреваешь. Социологам такая социальность неведома.