Товий Васильевич Кудрявцев (1928-1987)
36 лет назад ушел мой отец
Товий Васильевич Кудрявцев, психолог и учитель, давший мне первые уроки психологии.
На прощании с ним ко мне подошел человек сорока и представился. Главный инженер завода «Динамо», отца лично не знал, о том, что его не стало, прочитал в газетном некрологе, но не смог не придти попрощаться. Оказывается, ему в руки случайно попала отцовская книга «Психология технического мышления». Он сказал, что в книге он узнал себя и по-настоящему, уже пройдя серьезный путь, понял, чем занимается. Случайная книга принесла ему открытие себя. А Т.В. Кудрявцев как раз и писал: творчество существует в трех формах – как «открытие для других», как «открытие для себя» и как «открытие себя». Третья форма наиболее значима для психологии.
Творя для других, в своих самых интимных озарениях и откровениях люди не всегда видят себя. Парадоксально, но существует бессубъектное творчество. Гонка за достижениями, к которой иногда склонны одаренные дети, подхлестываемые оценками и ожиданиями взрослых. В какой-то момент они сами не замечают, что стали взрослыми и продолжают творить «для дяди». А «дядя» уже обосновался внутри – со своей оценочной шкалой, весьма несовершенной для оценки «творческих успехов». Времени «повзрослеть» толком не было: все гнались, все пытались успеть за чем-то другим ради кого-то другого.
Т.В. Кудрявцев считал, что впрямую творчеству «обучить» нельзя. Но можно помочь человеку не «залипать», прежде всего, в собственных интеллектуальных штампах, которые являются обрывками чужих мыслей, и не потонуть в «креативной суете», производимой им самим. Это и будет развивающим –
проблемным, в его терминологии, обучением.
Уроки проблемного обучения я время от времени получал от отца задолго до изучения психологии, вообще, не сознавая, что чему-то учусь. Однажды он позвал меня, второклассника, и указал на рисунок в незнакомой книге: как ты думаешь, что это? Я, не раздумывая, выпалил: шляпа!». Папа хитро посмотрел на меня и сказал: «Да, видна шляпа, но я ведь попросил тебя подумать. Ведь художник задумал совсем другое: это удав, который съел слона. Тут целая история!» Вы уже догадались, о какой книге идет речь. Но мои мысли уже были далеки от книги: «Вот здорово (хотя слона, конечно, жалко)! Какого же размера был удав? Как проник слон внутрь удава: какой бы огромный ни был, пасть все равно маленькая… А может, слон маленький, но нет, видно, что почти такой же, как удав… На какой же планете живут такие звери?»… Мы стали читать книгу, и я узнал, что она не об удавах и слонах, а кое о чем посерьезнее и поинтереснее.
Потом я ее много раз перечитывал, но слышал папин голос: «Я ведь просил подумать…»
Папа еще не раз открывал мне мир под шляпами: в домашней жизни, в путешествиях к морю, в театре, при просмотре кино, при чтении стихов, при изучении психологии… Чтобы под одной из них я нашел себя. Ищу, исследую.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта