Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Открытия для других, открытия для себя, открытия себя: проблемное обучение от отца

  • Закладки: 
  • Просмотров: 280
  •  
    • 0

Товий Васильевич Кудрявцев (1928-1987)


36 лет назад ушел мой отец Товий Васильевич Кудрявцев, психолог и учитель, давший мне первые уроки психологии.

На прощании с ним ко мне подошел человек сорока и представился. Главный инженер завода «Динамо», отца лично не знал, о том, что его не стало, прочитал в газетном некрологе, но не смог не придти попрощаться. Оказывается, ему в руки случайно попала отцовская книга «Психология технического мышления». Он сказал, что в книге он узнал себя и по-настоящему, уже пройдя серьезный путь, понял, чем занимается. Случайная книга принесла ему открытие себя. А Т.В. Кудрявцев как раз и писал: творчество существует в трех формах – как «открытие для других», как «открытие для себя» и как «открытие себя». Третья форма наиболее значима для психологии.

Творя для других, в своих самых интимных озарениях и откровениях люди не всегда видят себя. Парадоксально, но существует бессубъектное творчество. Гонка за достижениями, к которой иногда склонны одаренные дети, подхлестываемые оценками и ожиданиями взрослых. В какой-то момент они сами не замечают, что стали взрослыми и продолжают творить «для дяди». А «дядя» уже обосновался внутри – со своей оценочной шкалой, весьма несовершенной для оценки «творческих успехов». Времени «повзрослеть» толком не было: все гнались, все пытались успеть за чем-то другим ради кого-то другого.

Т.В. Кудрявцев считал, что впрямую творчеству «обучить» нельзя. Но можно помочь человеку не «залипать», прежде всего, в собственных интеллектуальных штампах, которые являются обрывками чужих мыслей, и не потонуть в «креативной суете», производимой им самим. Это и будет развивающим – проблемным, в его терминологии, обучением.

Уроки проблемного обучения я время от времени получал от отца задолго до изучения психологии, вообще, не сознавая, что чему-то учусь. Однажды он позвал меня, второклассника, и указал на рисунок в незнакомой книге: как ты думаешь, что это? Я, не раздумывая, выпалил: шляпа!». Папа хитро посмотрел на меня и сказал: «Да, видна шляпа, но я ведь попросил тебя подумать. Ведь художник задумал совсем другое: это удав, который съел слона. Тут целая история!» Вы уже догадались, о какой книге идет речь. Но мои мысли уже были далеки от книги: «Вот здорово (хотя слона, конечно, жалко)! Какого же размера был удав? Как проник слон внутрь удава: какой бы огромный ни был, пасть все равно маленькая… А может, слон маленький, но нет, видно, что почти такой же, как удав… На какой же планете живут такие звери?»… Мы стали читать книгу, и я узнал, что она не об удавах и слонах, а кое о чем посерьезнее и поинтереснее.
Потом я ее много раз перечитывал, но слышал папин голос: «Я ведь просил подумать…»

Папа еще не раз открывал мне мир под шляпами: в домашней жизни, в путешествиях к морю, в театре, при просмотре кино, при чтении стихов, при изучении психологии… Чтобы под одной из них я нашел себя. Ищу, исследую.

Владимир Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх