Психологи Александр Донцов и Тахир Базаров
А.И. Донцов: продолжаем рассуждать о смыслахЕсть горячее солнце, наивные дети,
Драгоценная радость мелодий и книг.
Если нет — то ведь были, ведь были на свете
И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ...Саша Черный
А.И. Донцов очень любил этого поэта. Саша любил Сашу. Как-то, подарив мне на день рождения томик с его стихами, постоянно просил в течение всего вечера прочитать что-нибудь «из Саши Черного». Справедливости ради скажу, что ни одно из стихо-творений дочитать толком не удавалось, поскольку он тут же прерывал чтение своей декламацией. И столько в этом звучании было личного, что на мгновение казалось, что стихи принадлежат ему. А, может быть, так и было. Они ведь тезки. Ведь авторство стихов (если абстрагироваться от возможного участия высших сил) в словах и рифме, а не в том, как они прочитаны, с какой интонацией и энергией. А энергии было много. Она зашкаливала. Как-будто именно в этот миг совершалось что-то самое важное, был самый важный разговор. Какой может быть разговор, если ты читаешь пусть и любимые, но не тобой написанные, а, значит, «чужие» стихи. Произносишь слова, когда-то давно написанные человеком, которого ты даже толком и не знаешь. Да что там толком, совсем не знаешь... Но я обещал, что эти стихи будут по-прежнему звучать.
Есть незримое творчество в каждом мгновеньи —
В умном слове, в улыбке, в сиянии глаз.
Будь творцом! Созидай золотые мгновенья —
В каждом дне есть раздумье и пряный экстаз...(Саша Черный)
«Свой» — «чужой», «такой как все» или «иной». В чем граница переходов? «Свой», значит друг, но друг — это, ведь, другой. Получается, что и «чужой» не совсем враг. Он просто чуждый, по-сторонний или просто непонятный. Мной не понятый или непривычно странный? Для А.И. Донцова было важным со всем этим разобраться. Причем не на вербальном, а на концептуальном уровне. Он справедливо утверждал, что концепт требует контекстуального определения. Есть ли субъект или мы имеем дело только с культурными кодами? Человек создает контекст или контекст определяет его поведение? Не случайно он заостряет: «Таинственная сила, чередующая светлые и темные полосы жизни независимо от человеческих усилий и сопровождающаяся несовместимыми приступами благодарности и обиды, требовала объективации» (с. 26).
Если лучшие будут бросаться в пролёты,
Скиснет мир от бескрылых гиен и тупиц!
Полюби безотчётную радость полёта...
Разверни свою душу до полных границ.(Саша Черный)
Вы когда-нибудь встречали книгу, в оглавлении которой было бы 7 глав и все они заканчивались знаком вопроса? Я лично никогда не встречал такого. Перечислим: О чем речь? Что называем, как ощущаем? Когда задумываемся? Кому и почему вверяем? Как интересуемся? Что предпринимаем? Почему и зачем верим? Именно это можно увидеть в книге А.И. Донцова «Судьба: психология мифа». Она увидела свет в издательстве МГУ в 2022 году. Подарок себе к 73-летию и друзьям, которых он собрал по этому случаю. Случайно или судьбоносно? Этими вопросами он не столько заинтересовывает читателя, сколько задает собственный темпоритм, как бы подстегивая себя в продвижении по открытому полю смыслов, создавая по пути стипль-чеза необходимые понятия. При этом, как истинный наездник, на огромной скорости наклоняясь как можно ниже к земле, чтобы зачерпнуть как можно больше мудрых мыслей из древних источников.
Мудрость иногда состоит лишь в том, чтобы задать правильный вопрос.
А вопросы... Вопросы не знают ответа —
Налетят, разожгут и умчатся, как корь.
Соломон нам оставил два мудрых совета:
Убегай от тоски и с глупцами не спорь.(Саша Черный)
По
прошествии года отчетливо понимаешь: мудрость обретается через возможность жить в нас тех, кто ушел.
Мы теряем возможность непосредственно общаться, но продолжаем рассуждать о смыслах. А.И. Донцов: «Разгадки не ждите: пока не нашел. Подумаем вместе» (с.182).
Саша и здесь прав: Смерть лишает человека жизни, но не судьбы.
Тахир Базаров, 8 марта 2024 г.
Донцов А.И. Судьба: психология мифа. – М.: Изд-во Московского университета, 2022. – 213 с.
Психологическая газета
На развитие сайта