Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

К 100-летию со дня рождения Владимира Ивановича Лубовского

  • Закладки: 
  • Просмотров: 40
  •  
    • 0


15.12.2023

15 декабря 2023 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося российского психолога и дефектолога, одного из создателей специальной психологии, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования Владимира Ивановича Лубовского.

Вся научная биография В.И. Лубовского была связана с культурно-исторической и деятельностной научной школой в отечественной психологии. Еще третьекурсником он приходит в лабораторию Александра Романовича Лурии в Институте нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко, начинает научно-исследовательскую работу под его руководством. В 1952 г. лабораторию закрывают, но в Институте дефектологии создается лаборатория клинического и психологического изучения аномальных детей, куда вслед за учителем переходят и его ученики, среди которых А.И. Мещеряков, Е.Д. Хомская, В.И. Лубовский. Всю жизнь В.И. Лубовский был признателен своему учителю за ту роль, которую А.Р. Лурия сыграл в его становлении как ученого, за эти годы совместной работы.



Ученики А.Р. Лурии, молодые сотрудники его лаборатории клинического и психологического изучения аномальных детей в Институте дефектологии АПН РСФСР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Сидят слева направо: Е.Д. Хомская, Н.Н. Зислина, Л.А. Новикова, Е.Н. Правдина, Н.П. Парамонова. Стоят: А.И. Мещеряков, В.И. Лубовский. 1955 г.

Хочется подчеркнуть большое значение работ В.И. Лубовского для культурно-исторической психологии и, прежде всего, для той ее области, в которой Л.С. Выготский увидел большую часть закономерностей детского развития, ставших в дальнейшем принципами созданной им теории. В 1971 г. В.И. Лубовский впервые публикует статью «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» [2], в которой он не только вывел на новый уровень идеи Г.Я. Трошина и Л.С. Выготского об общности закономерностей нормального и аномального развития, но и сделал огромный шаг для создания специальной психологии как целостной науки. Из сделанного им за долгую жизнь в науке В.И. Лубовский ничто не ценил так высоко, как концепцию общих и специфических закономерностей нарушенного развития. Его многолетние исследования, подытоженные в монографии по докторской диссертации [3], дают возможность по-новому взглянуть на единство слова и действия, отмеченное Л.С. Выготским в «Мышлении и речи».

С позиций культурно-исторической теории В.И. Лубовский анализирует взгляды М. Доналдсон [1]; в статье, опубликованной в журнале «Культурно-историческая психология» к 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского [4], он прослеживает развитие идей о диагностике детского развития, в том числе нарушенного, о путях «врастания в культуру» детей с нарушениями развития и путях компенсации ограничений.

В своих последних работах он выводит на новую высоту идеи Л. С. Выготского, сформулированные им в «Диагностике развития и педологической клинике трудного детства», о необходимости выявления структурного аспекта симптомокомплексов аномального развития [6] и о возможностях их диагностического исследования [5].



Владимир Иванович Лубовский, победитель Великой Отечественной, телефонист инженерно-сапёрной бригады, два тяжелых ранения, завершил войну в Праге, награжден Орденом Отечественной войны II ст. и Медалью «За боевые заслуги». Замыкающий в строю наших учителей, защитивших страну и до конца защищавших науку.

Он ушел из жизни незадолго до своего девяносто четвертого дня рождения, но у него было еще много планов исследований и замыслов новых статей. Научное наследие В.И. Лубовского и его значение для культурно-исторической психологии ждет своего осмысления.

Литература

1. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985. 192 с.
2. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 15–19.
3. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии); Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1978. 224 с.
4. Лубовский В.И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 3. С. 3–7.
5. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 50–60. DOI: 10.17759/pse.2016210405
6. Лубовский, В. И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование. 2018. № 4(52). С. 145-157. DOI 10.26170/sp18-04-11.

Д.В. Лубовский,
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», МГППУ

Портал психологических изданий PsyJournals.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (16)
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх