Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Новорожденное дитя раннего лета. К юбилею Веры Абраменковой

  • Закладки: 
  • Просмотров: 315
  •  
    • 0

Вера Васильевна Абраменкова


Сегодня праздник – юбилей замечательного детского психолога профессора Веры Васильевны Абраменковой, с которой мы дружим много лет.

Главный дар Веры Абраменковой – взглянуть в душу ребенка любящими очами духа и разделить детскую радость жизни.

Вера – новорожденное дитя раннего лета. Пусть таких лет будет еще много – лет, наполненных сорадованием!

С Юбилеем!

Владимир Кудрявцев



Подробнее о Вере:

В.В. Абраменкова родилась в 1949 г. в Подмосковье. В 1968 г. она поступила на филологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина. В стремлении расширить и углубить свое психологическое образование, начиная со II курса В.В. Абраменкова посещала лекции на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Параллельно этому на факультете общественных наук МГПИ она изучала рисунок, живопись и историю искусств, писала пейзажи и портреты. Свою первую студенческую работу В.В. Абраменкова выполнила на «стыке» филологии, эстетики и психологии развития, посвятив ее теме восприятия ребенком художественного слова и образа (на материале творчества Марины Цветаевой, обращение к которому в те годы было весьма редким). С этим связан и ее интерес к рисункам детей различных стран и регионов России, коллекцию которых она собирает с 1982 г.

На протяжении всего своего научного пути В.В. Абраменкова остается верной изучению феномена детства в человеческой жизни, обществе, культуре. Закономерности психического развития ребенка, становления детской общности интересуют ее постольку, поскольку в них находят свое самобытное проявление высшие духовные потенции человека. Свою задачу В.В. Абраменкова усматривает в том, чтобы придать этим потенциям зримый конкретно-психологический смысл. Еще в своей кандидатской диссертации на тему «Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников» (1981) она попыталась с позиций психолога ответить на вопрос о том, как творится добро (в буквальном смысле слова) в процессе детского взаимодействия. Дальнейшее обращение автора к психологическому анализу таких явно «не традиционных феноменов», как сорадование и сострадание — вершинных форм человеческого сопереживания, — было вполне логичным и естественным. Столь же органичным, сколь и деятельным является интерес В.В. Абраменковой к православной традиции осмысления детства. Соотнесение ее с реальным положением ребенка в обществе, его конкретно-историческими формами, как показывает В.В. Абраменкова, создает повод для особой рефлексии в науках о детстве в целом.

Благодаря широкому социокультурному и историчному видению реалий детства В.В. Абраменковой удалось разработать принципиально новые подходы к исследованию ряда известных, но не утрачивающих своей остроты проблем: отношения ребенка к миру взрослых и миру детства, традиционных и современных форм детской субкультуры, орудийной функции игрушки, особенностей детской ментальности в условиях информационной среды, духовно-нравственного развития детей. Эти и другие подходы В.В. Абраменкова интегрировала в рамках разработанного ею направления, которое получило название «социальная психология детства», что нашло свое отражение в ее докторской диссертации на тему «Генезис отношения ребенка в социальной психологии детства» (2000). В.В. Абраменкова постоянно «удерживает руку на пульсе» современного детства. В своих исследованиях она не просто фиксирует и систематизирует его многообразные внешние и внутренние трансформации (исторически беспрецедентные по своей динамике), а пытается увидеть в них закономерные тенденции, которые способны определять психологический облик человека, перешагнувшего через границу двух столетий.

Перу В.В. Абраменковой принадлежит около 280 научных, научно-методических и научно-популярных публикаций, в том числе монографии «Сорадование и сострадание в детской картине мира» (1999) и «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» (2000), учебное пособие «Социальная психология детства» (2008), книги для широкого круга читателей в жанре научно-популярного исследования: «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?» (1999, 2001), «Воспитание игрой» (2008), «Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка» (2006, 2008), «Ребенок в “заэкранье”. Кромешный мир компьютерных игр» (2008) и др.

В.В. Абраменкова активно популяризирует психолого-педагогические знания в центральной прессе (газеты «Труд», «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Учительская газета» и др.), на основных каналах ТВ (программы «ТВ Вести», «Новости России», «Пусть говорят», «Времечко») и популярных радиочастотах (радиостанции «Эхо Москвы», «Говорит Москва», «Маяк», «Радио России»). Она — разработчик и научный руководитель сайта «Дитя» (www.ditya.ru), который адресован педагогам, родителям, студентам вузов.

Вопросы психологии. 2009. № 3


Читайте на сайте:

В.В.Абраменкова. К психологии сострадания и сорадования




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (10)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх