11.10.2024Чем удивить современного ребенка? Это, пожалуй, самый трудный вопрос в мире, где граница между обыденным, повседневным и «чудесным» порой размыта. В полилингвальном образовательном центре «Эврика» и дети, и взрослые знают, что удивительны не только события и проекты, но и сам акт творчества и человеческие возможности, которые в нём открываются. Творческие возможности и детей, и взрослых. Неожиданные и часто непредсказуемые.Полилингвальный образовательный центр «Эврика» открылся в Южно-Сахалинске в 2021 году по инициативе Института проблем образовательной политики «Эврика».
Здесь с каждым ребёнком работает целая команда педагогов: учитель развивающего образования, teacher, который в течение дня общается с ребятами только на английском языке, тьютор, сопровождающий индивидуальное развитие и самоопределение каждого ученика. Некоторые уроки, мастерские и студии ведутся на иностранных языках - английском, японском и китайском. Ведь идея полилингвальности заключается в проживании в языковой среде, а не обучении языку на уроках.
«Эврика» следует философии развивающего обучения, где дети – главные действующие лица, а педагоги – чуткие наставники, которые помогают им узнать и реализовать себя. Центр включает в себя полилингвальную начальную школу, детский сад и лагерь. Можно сказать, что сад-школа-лагерь – три кита развития, которое никогда не уходит на каникулы. Наоборот, давно замечено, что с каникул дети часто возвращаются другими – по-человечески подросшими как личности. Задача школы на протяжении всего учебного года – подхватить эту эстафету роста.
Чему удивляются дети в детском центре «Эврика»Пространство детского центра напоминает красивую картинку из рекламного буклета: уютно, аккуратно, ярко! С любовью к детям и заботой о детстве. Так, как и должно быть там, куда каждый день приходят дошкольники.
Здесь не устраивают «школу до школы», здесь не бывает двух одинаковых дней. Здесь ребята могут пробовать разные виды деятельности и выбирать то, чем хочется заниматься именно сегодня; то, что именно сейчас необходимо им для развития и познания себя и окружающего мира.
Безусловно, «предметная» тематика событий центра не идет в разрез с основными образовательными областями – физическим развитием, художественно-эстетическим развитием, речевым развитием, познавательным развитием, социально-коммуникативным развитием, где ключевое слово – «развитие».
Руководитель детского сада Лидия Вайнштейн рассказывает, что в основе программы лежат образовательные события, проектируемые детьми и взрослыми совместно. Однако ребята сами назначают время и место выставки собственных увлечений и приглашают на презентацию не только своих одногруппников, но и зрителей из других групп. Иными словами, дети сами решают, каким будет масштаб спроектированного ими же события. Разве не удивительно?
Do you want soup with bread?В детском саду периодически переходят на английский язык. И это не «уроки» с заучиванием английских слов и фраз. Это – проживание всех режимных моментов и с носителями языка, которые на самом деле не говорят на русском, и с русскоговорящими воспитателями.
По мнению специалистов – психологов и педагогов – второй разговорный язык, как и первый, усваивается ребенком прежде всего в семье. А детский сад и школа – своеобразная семья. По крайней мере, так часто называют ее сами дети. И языку желательно учиться вместе с «родителями» – воспитателями и учителями. Разве не здорово, когда ребёнок просит за обедом добавки на английском языке, а помощник воспитателя уточняет на английском: «Ты хотела бы только суп или кусок хлеба тоже не помешает?»
Главная задача садика – снять «языковой барьер» до изучения языка, что, конечно же, не отменяет самого его изучения; организовать общение детей так, чтобы у детей и взрослых возникло стремление найти общий язык для него.
Когда ребята переходят на следующую образовательную ступень – в полилингвальную школу «Эврика», они попадают в заботливые руки педагогов, транслирующих те же ценности и способы организации образовательного процесса, а это, безусловно, способствует максимально мягкой адаптации.
Не-уроки, свобода и ответственность: чем живёт школа «Эврика»В расписании каждого класса есть уроки и не-уроки (это всевозможные полилингвальные формы внеурочной деятельности, работа в тематических предметных студиях в разновозрастных группах по выбору детей).
К не-урокам привлекаются мастера – профессионалы в области тех видов деятельности, которые организуются в студиях и лабораториях: учитель развивающего образования, ведущий некоторые предметы на русском языке, teacher, тьютор-воспитатель, своеобразный наставник, сопровождающий индивидуальное развитие и самоопределение каждого ребенка. Он помогает выработать навык планирования, научиться ставить цели и идти к их достижению, самостоятельно организовывать свой день, исходя из личных предпочтений.
По словам руководителя школы Виктории Думчевой, дети чувствуют себя свободными, потому что имеют право выбора и точно знают, что их голос важен, к их мнению здесь прислушиваются. Педагоги школы не насаждают знания репродуктивным способом, стоя с указкой у доски, а вызывают интерес к теме через постановку интересных проблемных задач и практические пробы.
Самые интересные уроки постановки учебной задачи такие, где старые способы не срабатывают, и дети погружаются в поиск нового. Представьте, что дети научились проверять орфограммы в окончании существительных, и им предлагается проверить орфограммы в глаголах.
Ребята с лёгкостью справятся со словами, называющими предметы, потому что этот способ им знаком. Но он не сработает со словом, обозначающим действие. После анализа, почему же не сработали известные способы, дети приступают к поиску нового способа. И вот через проверку предложенных детьми версий строится новое знание.
Почему в такую школу хочется ходить?В течение дня школьники не только изучают предметы школьной программы, но и находят занятие по интересам в мастерских, где работают настоящие актеры, архитекторы, фотографы, костюмеры, музыканты, готовые зажечь в детях интерес к той или иной профессии.
А уникальная языковая среда позволяет не просто зубрить грамматику, а общаться с носителями языка, стирая языковые барьеры, погружаться в культуру других стран. Виктория Думчева также отмечает важность формирования навыка рефлексии и вспоминает итоговое событие прошлого учебного года, где выпускники 4-го класса в StandUp-выступлении отразили проблемы, с которыми столкнулись в школе. Третьеклассники придумали, как можно совместить спорт и, например, математику. Второклассники сняли видео о том, чем можно заниматься в школе, помимо уроков. А первоклассники за два дня создали учебник с заданиями, которые помогут будущим школьникам легче адаптироваться к школе. Разве не удивительна эта забота о тех, кому только предстоит ступить на тот путь, который тобой уже пройден?
Выдающийся психолог Даниил Эльконин писал, что детей нужно не загонять в школу: они сами должны рваться туда. А это станет возможным, если школа будет не сдерживать, а разносторонне поддерживать «творческие порывы» детей. И, конечно, взрослых.
Фото Александра Еманакова и детского центра «Эврика»Электронная газета "Вести образования"
На развитие сайта