Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Жизнь как подготовка к лекции

  • Закладки: 
  • Просмотров: 120
  •  
    • 0

Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат, гений физики 20 века и непревзойденный лектор.
Фото: wikipedia.org


19 ноября страна отмечает День преподавателя высшей школы.

Однажды моего коллегу и друга профессора-психолога академика РАО Николая Николаевича Нечаева спросили, сколько времени он затрачивает на подготовку к лекции. Николай Николаевич, не задумываясь, ответил: «Я готовлюсь к лекции всю жизнь». Точный, честный и мудрый ответ одного из лучших лекторов высшей школы.

На будущий год исполняется 30 лет, как я работаю в университете. Но мой общий трудовой стаж на 12 лет больше. Я, выходец из научно-исследовательского института все эти годы не видел себя за кафедрой, хотя предложения поступали. Сейчас не мыслю жизни без нее, как и науки, научного исследования. Сейчас я - типичный «человек университета». А тогда мне это казалось чем-то вторичным. Ретрансляторством уже найденного, пусть самым содержательным и ярким. Я, конечно, помнил Сократово «Исследуем!» (в передаче Эдварда Радзинского), когда речь шла диалогах с собеседниками. И читал Николая Кузанского, Бахтина и Библера. Но не примерял этого на себя. Исследование раньше, а потом уж разговор.

Как у Ильфа и Петрова:

- Утром деньги - днем стулья. Днем деньги - вечером стулья. Вечером деньги - ночью стулья. Ночью деньги - утром стулья.
- А можно так: утром стулья, а вечером деньги?
- Можно. Но деньги вперед!

«Деньги» - это исследование.

Конечно, и исследование, и публикация его результатов в статьях и книгах, и, тем более, доклады на конференциях и семинарах предполагают Собеседника с самого начала. Но лекция – это совсем иное.

Лекция – это не передача знания. Это его особое рождение и для лектора, который не занимается имитацией родов. Который заново рождает себя прилюдно, в аудитории как исследователь. 12 лет я просто не был готов к этому. Слишком мало прожил в науке, чтобы прочитать лекцию. Одну-единственную лекцию, не говоря уже о курсе.

Лекция – это не разговорное соло. Это – логическая исповедь твоего мышления о собственной истории. Предельное откровение, сомасштабное научному открытию. И оно должно стать небезразличным молодым людям, быть может, впервые пришедшим в аудиторию, впервые увидевшим и услышавшим тебя. По Выготскому, за мыслью стоит мотив, страсть и воля. Без этого невозможно понять суть проблемы, над которой она билась. И я начинаю с того, что заставило думать о тои, о чем я сейчас расскажу, какие сомнения при этом сгущались, что надо было для этого преодолеть.

Я часто говорю студентам (почти не в шутку): плоха та лекция, если во время нее лектора не посетил инсайт, если он не поставил неожиданно под вопрос то, с чем пришел к ним. Потому что это – исследование, это – жизнь.

Нельзя забывать и о том, что на лекцию ты пришел не в одиночку. С тобой те, с кем творилась история твоей мысли – Платон и Лейбниц, Декарт и Менделеев, Эйнштейн и Рубинштейн… Они не несут за это ответственности, это ты их привел в аудитории. И обязан раскрыть гений их мысли – при всей ограниченности твоей. Да еще и сделать так, чтобы аудитория приняла необходимость мыслить в высоких формах как собственную жизненную. Как условие жизни тем делом, которому она решила себя посвятить. И уж если лекция «удалась», то у аудитории должно остаться изумление великолепием их мысли и лишь остаточно – твоей подачи. Мы знаем, что Платон – гений, но восхищаемся-то Сократом, которого, по некоторым предположениям, могло и вовсе не существовать! Но существовал – как минимум, у Платона. И у всей философии, которая началась с него.

Лучший студенческий комплимент в свой адрес в качестве лектора по философии (завтра, кстати, ее Всемирный день) я обнаружил на аудиторной доске перед лекцией, простенький, от первокурсников-вчерашних школьников:



Настоящая лекция – единственная, как и жизнь. Ее нельзя измерить в « учебных часах», в «голосовых нагрузках». Те, кто это придумал, бесконечно далеки от того, чем взялись управлять. Их место на рынке – взвешивать картошку и брюкву.

Настоящая лекция – это спектакль, который нельзя повторить и на сотом показе. Как блистательные Фейнмановские лекции по физике, которые, к счастью, запечатлены на видео. Можно не иметь представления о физике, не знать английского, но сходить хотя бы разок в этот театр мысли стоит. Вспоминая Ричарда Фейнмана волей-неволей понимаешь, откуда у Петра Капицы могла возникнуть аналогия науки с актерством. Кстати, оба Нобелевских лауреата исследовали феномен сверхтекучести, но Капица все-таки начал раньше.

На лекции Мышление выходит на сцену. В театре одного актера, имя которому Лектор.

Владимир Кудрявцев

Читайте на сайте:

Владимир Кудрявцев. Университет – это мыслящая машина времени




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (13)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх