Создатели и участники капустника Психологического института. Сидят слева направо: Н.Власова, Е.Смирнова, Т.Нежнова. Стоят слева направо: В.Слободчиков, Т.Гаврилова, Р.Спектор, В.Щур, В.Ражников.
Как не вспомнить 27 марта, когда отмечается Всемирный день театра, что в Психологическом институте на Моховой когда-то был свой маленький театр. В нем играли, в основном, молодые сотрудники и аспиранты: В.Д.Небылицын, Т.Н.Ушакова, Т.В.Кудрявцев и др. Сейчас о театре редко вспоминают, да уже и почти некому. В моем архиве осталось лишь несколько фотографий постановки Чехова. Актеры-любители на них смотрятся «по-старомхатовски»!
Театр в психологии – больше, чем часть корпоративной культуры учреждения. Выходец из театральных кругов Л.С.Выготский со ссылкой на Жоржа Политцера мечтал построить «психологию в терминах драмах». Яков Морено – создатель психодрамы вкладывал в нее не только терапевтический и консультационный смысл. Он называл ее «экспериментальной теологией» - спонтанной встречей с Богом. Сейчас альянс психологической работы и театрализации – привычен, но ограничен преимущественно прикладной сферой арт-терапии.
А там где театр, там и капустник. Капустник Психологического института – в какой-то мере, наследник его театра. И то, и другое – форма передачи выдающихся научно-психологических традиций в замечательных лицах (и персонажей, и исполнителей). Нельзя не упомянуть ученика Л.С.Выготского А.В.Запорожца, в прошлом клоуна и актера, 120-летите которого отмечается в этом году. Из его лаборатории в Психологическом институте вырос созданный им Институт дошкольного воспитания. С ним традиции театрализации на Моховой были восприняты в Климентовском переулке, где Институт арендовывал помещение в здании Москворецкого РОНО. Неудивительно, что в стенах Института под руководством и при участии Александра Владимировича на Клименетовском еще раньше возник такой же легендарный капустник, как и на Моховой. Однажды академику Запорожцу надо было поздравить Психологический институт с какой-то очень серьезной датой. Он внезапно зашел в Большую аудиторию в… каске пожарного, взошел на трибуну и оценил достижения института с точки зрения пожарной охраны. Аудитория, со всеми приглашенными официальным лицами вначале онемела, а потом взорвалась хохотом. Александр Владимирович искрометно импровизировал перед собравшимися. Это к тому, что при наличии таланта грань между капустником и «театром» испаряется.
Впрочем, было время, когда капустник и театр существовали отдельно. В 19 веке в российских уездах отмечали «капустки» («капустницы») – народные праздники, приуроченные к заготовке урожая капусты в сентябре на Воздвижение. Затем капустники переметнулись в театры, в том числе, столичные. Хорошо известны дооктябрьские питерские театральные капустники. А в советское время субкультура капустников расцвела в университетах, научных учреждениях, на самых разных предприятиях – не только как «выход» и «выплеск» того, что было не принято «выплескивать» вне смеховой культуры (да внутри нее «выплескивалось» с большими ограничениями), но и как «праздник» самосознания научного сообщества, дружеского и теплого, остроумного и бесконечно творческого.
Именно таким был капустник Психологического института. В какой-то мере, он уходил своими корнями и в богатейшую театральную культуру МГУ (вспомните Театр МГУ Марка Розовского). О нем – в уникальной книге, которую я от души рекомендую читателям. Раскройте для себя документированную улыбку Психологического института, растянутую в непростом, но прекрасном времени.
Владимир Кудрявцев*****
Н.Л.Карпова, А.А.Мелик-Пашаев«О времени и о себе». 40 лет Капустнику Психологического институтаПроект «Капустник психологического института» (книга — итог 40-летних выступлений-посвящений учителям и коллегам) представлен на XXVI Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2024 года в номинации «Событие года в жизни сообщества».В 2024 году психологи нашей страны получили замечательный подарок — книгу «Капустник Психологического института», написанную коллективом авторов: Татьяна Гаврилова, Роман Спектор, Наталья Толстых, Вера Щур. Авторы посвятили свою книгу первому психологическому институту России, построенному еще в 1912 году в центре Москвы на улице Моховой и прославленному именами великих ученых — Л.С. Выготского, Г.И. Челпанова, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и многих других.
Как написано в Предисловии, «треть жизни этого замечательного учреждения… в нем существовал маленький, но сплоченный коллектив, который к делу, а чаще без дела, просто так, веселил народ. И вот этой командой, сообща, мы решили сделать книжку — своего рода автореферат, в котором хотим представить самое важное из того, что осталось в нашей памяти и в сохранившихся записях».
Книга о Капустнике Психологического института — исторический документ о 40-летней творческой «внеаудиторной» работе небольшого коллектива сотрудников, которые после окончания факультета психологии МГУ (многие из первого выпуска!) были приняты в начале 1970-х годов младшими научными сотрудниками и лаборантами в разные лаборатории, с годами стали кандидатами и докторами наук, но 40 с лишним лет участвовали почти одним составом в юбилеях и праздниках Института, отзываясь юмористическими песенными комментариями на жизненные события и юбилейные даты. Эту книгу действительно можно назвать
событием года потому, что она сохраняет память о десятках событий, каковыми становились все институтские капустники. Эта книга — не просто беспрецедентное явление в океане психологической литературы, но и уникальный документ, сохраняющий неповторимую атмосферу, которая была свойственна первому в нашей стране Психологическому институту.
Книга открывается фотографией 1914 года основателя Психологического института профессора МГУ Г.И. Челпанова с сотрудниками и далее на многих страницах содержит снимки ряда ведущих сотрудников Института и преподавателей психологического факультета МГУ, которым были адресованы песни Капустника.
Первая глава начинается признанием в любви родному факультету, Одой и Гимном Психологическому институту. Вторая глава содержит тексты о психологии, разных ее аспектах и конструктах («Высшие психические функции», «Гимн ведущей деятельности», «Романс о личности» и др.). В следующих главах — песни и стихи, «посвященные разным хорошим людям». Все тексты, адресованные персонально коллегам, руководителям и гостям Института, отличаются таким же юмором, дружеским чувством и уважением, как последняя пятая глава, посвященная участникам самого Капустника. И это особо ценно, поскольку помогает понять, как из разных неординарных «Я» на многие годы сложилось творческое содружество «Мы» этого коллектива.
Конечно, нельзя не оценить высокий уровень словесного, а для очевидцев — и музыкально-сценического воплощения замыслов каждого капустника! Отметим, что первые две главы полностью представлены в заявке на конкурс «Золотая Психея» по итогам 2024 года, и каждый может прочитать замечательные тексты и даже пропеть их на предложенные мелодии популярных песен 1970–1990-х годов. Существуют и видеоматериалы выступлений коллектива.
Авторы книги — ученые высокой квалификации, воспитанники основоположников отечественной психологии; они со всей серьезностью трудились над разработкой научных идей и проблем, попеременно выступавших на первый план в сознании психологов за многие десятилетия существования капустников. При этом они умеют не обидно, с тонким юмором показать смешную сторону претензий той или иной идеи и концепции на абсолютную и окончательную истину. А без этого — как перейдешь границы достигнутого?
В Предисловии авторы пишут, что собирались сделать такую книгу много раз, но по разным причинам что-то не получалось. Однако сейчас, когда не стало бесценных участниц Капустника — Елены Смирновой и Татьяны Нежновой, а еще раньше объединившего коллектив Владимира Ражникова, — поняли, что этой книгой отдадут им долг памяти. Также важно, чтобы «капустные песни» не остались «безымянными, почти «народными», каковыми их сейчас и распевают студенты психологических факультетов вместе со своими наставниками». И еще одной из причин написания авторы называют надежду, что книга «послужит маленьким кирпичиком (камешком? бревнышком?) мостика, связывающего поколения психологов, которые были до нас и будут после нас, составляя неразрывную ткань культуры».
В Послесловии, анализируя «Что это было?», Роман Спектор отмечает, что, с культурной точки зрения, Капустник вырастал на почве самодеятельности, его участники «трудились и наслаждались творческой свободой», и многие созданные песни стали факультетским и институтским фольклором. С социально-психологической точки зрения, эту группу энтузиастов «можно было бы сравнить с боевым или студенческим братством… клубом закрытого типа или орденом для посвященных», но эти аналогии далеки от яркой жизненности Капустника, которая была не заменой счастья, а дополнением, умножающим «радостную готовность быть рядом друг с другом, чтобы творить нечто общественно-востребованное».
…Тысячу лет назад появилось понятие «весёлая наука»: так называли искусство провансальских трубадуров. Книга «Капустник Психологического института» — плод творчества ученых трубадуров и менестрелей нашего недавнего прошлого — сохраняет для возможного будущего те ценности отношения к делу и взаимоотношений между людьми, которые создают благоприятные условия для существования «серьезной» науки.
Хочется надеяться, что эту книгу прочитают как можно больше молодых людей — студентов и начинающих ученых — не только психологи, но и педагоги, врачи, инженеры… И мы увидим еще такие же со-дружеские, со-творческие, научные и трудовые коллективы единомышленников.
Психологическая газета
На развитие сайта