Этот доклад я посвящаю светлой памяти Георгия Дмитриевича Гачева, которого не стало 24 марта 2008 г. В докладе нет прямых ссылок на работы Гачева. Однако в нем затронут целый ряд специфически «Гачевских» сюжетов. Собственно, задуматься над ними автора и заставил Георгий Дмитриевич. Каждый исследователь, осознающий себя гуманитарием не по цеховой принадлежности, а по способу мировиденья, не может не считать его своим Учителем, какую бы научную школу он ни представлял. Гуманитарное мировиденье – это и есть то главное, что оставил нам Георгий Дмитриевич.
В заголовок доклада вынесено словосочетание «личностный рост». Почему этот термин предпочтен привычному «развитию личности»? Дело в том, что понятие «личностный рост» - в отличие от понятия «развитие личности» - прямо указывает на специфический вектор становления: движение к вершинной полноте человеческого бытия через «самонесовпадение», самопреодоление, саморазвитие, самостроительство, самопреображение. Эти понятия (метафоры) хорошо известны гуманитариям, поскольку за ними стоят традиционные ценности европейской, шире - евразийской культуры. Вместе с тем, вопрос о том, какова логика указанного движения, в котором эти ценности приобретают как телеологический, так и инструментальный смысл, остается открытым для современной гуманитаристики. Нередко она сводится к формуле «от простого к сложному», с которой подходило к изучению феноменов развития классическое естествознание. Однако уже опыт естествознания XX столетия (изучение термоядерных реакций, астрофизика, генетика, геобиохимия, молекулярная электроника и др.) продемонстрировал ограниченность этой формулы. Тем более, она принципиально чужеродна природе гуманитарного знания – особенно там, где его предметом становится личностный рост человека.
На развитие сайта