Правительство России внесло в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в закон «Об образовании», вводящие штрафы за нарушения конституционных прав в области образования.
В пояснительной записке отмечается, что в последние годы значительно увеличилось число нарушений прав граждан в сфере образования. Правительство, в частности, указывает на незаконность проведения вузами разного рода платных конкурсов и олимпиад для выпускников школ, результаты которых засчитываются на вступительных испытаниях. К тому же школы и вузы не обеспечивают права граждан на бесплатное образование, взимая плату за учебные курсы, предусмотренные образовательной программой. Также родители учащихся сдают деньги на различные нужды учебного заведения.
В соответствии с проектом, за незаконный отказ в приеме в школу или незаконное отчисление вводится штраф на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до двух лет, а на юридических лиц — штраф в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, уточняет ИТАР-ТАСС. Кабинет министров предлагает также ввести новую главу в КоАП РФ — «Нарушение обязательных требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса», которая введет санкции за нарушение правил оказания платных образовательных услуг — для должностных лиц штраф в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет; на юридических лиц — от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Административный кодекс дополняется поправками об ответственности за нарушение прав учителей на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников. Такое же наказание вводится за «умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и олимпиад школьников».
Если документ будет одобрен Госдумой, то он вступит в силу с 1 декабря 2008 года.
В 90-х гг., когда школы были посажены на голодный паек, школьные поборы мотивировались необходимостью. Было как-то само собой понятно: школа на рабочей окраине, наскребывающая из родительских сусеков на ремонт аварийных потолков - это одно, а элитная гимназия в центре, директор который снимает с родителей четырехзначные суммы в долларовом эквиваленте - совсем другое. (Я не рассматриваю, увы, многочисленные случаи, когда деньги частично или полностью уходили в карман школьного руководства.) Напоминание о том, что все одинаково равны перед законом, на фоне материального неравенства могло вызвать только раздражение. Сейчас положение школ несколько улучшилось, но "вилка" в финансировании соотвествующих статей по-прежнему значительна. И директора "снизу" пытаются ее "сократить" испытанным способом - поборами. Но ведь есть еще директора "сверху", которые, в свою очередь, увеличивают сумму поборов и не оставляют никакого шанса "приблизиться" к себе коллегам "снизу".
Поэтому прежде, чем вводить новые административные санкции, нужно выработать значительно более эффективную, нежели существующая, систему финансирования школы по статьям материально-технического профиля. Она должна быть достаточно гибкой, учитывающей конкретные особенности разных ГОУ, и одновременно обеспечивающей равенство возможностей в опалате основных услуг. В образовании, как и везде, экономическое неравенство является основным источинком правонарушений. Только ликвидировав его, можно требовать соблюдения равенства ответственных лиц перед законом. Но это - с моральной точки зрения. А с правовой - это равенство предполагалось еще в 90-е, поскольку уже тогда поборы признавались нарушением. Расхождение моральных и правовых оценок, которое в целом свойственно россиянам, может быть также сокращено благодаря введению новых схем финасирования.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта