Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник без сапог?

Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник без сапог?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 153
  • печатать
  •  
    • 0

16 сентября 2004 г. в Центре развивающего образования Владимира Кудрявцева состоялся семинар "Психолог практический и практикующий: профессиональная и личностная позиция". С основным докладом выступил В.Т.Кудрявцев.


Докладчику был задан ряд вопросов. Эти вопросы и ответы на них мы публикуем ниже.




Вопрос: Если огрублять, то из Вашего доклада следует, что на пересечении своей профессиональной и личностной позиции психолог с фатальностью становится "сапожником без сапог". Это так?

Ответ: Разумеется, нет. "Сапожник без сапог" - это проявление непрофессионализма и одновременно неумения влиять на свою профессиональную позицию с позиции личностной. Не только в психологии. Психолог должен выстраивать свою жизнь, свой личностный мир, хотя бы не в противоречие тем рекомендациям, которые он дает "обычным" людям. "Исцелися сам", - это относится не только к врачу, но и к психологу. Но проблема тут есть, и даже значительно более сложная, чем известный логический парадокс Бертрана Рассела о деревенском брадобрее. Казалось бы, достаточно разотождествить личность и профессию… Однако в случае с психологом это не так легко сделать.

Мы ведь стоим не у конвейера. Попробуйте представить себе хирурга, который не знает, что такое человеческая боль? Кстати, много ли вы встречали абсолютно здоровых врачей? Конечно, я не стал бы за Фрейдом повторять: "Мой главный пациент – я сам" и уж тем более кичиться этим. Пусть мне об этом скажут коллеги. Супервизороство бывает весьма эффективным. Фрейд учил, что бессознательное невротика лучше всего чувствует другой невротик. Однако это – в обыденной жизни. В профессиональной деятельности это может обернуться грубыми профессиональными ошибками. Конечно же, психолог должен испытывать аффекты, мучительно спорить с самим собой, делать жизненные ошибки (подчеркиваю: в личной жизни, а не в работе с клиентами). И он не может и не должен притязать на полную элиминацию своей личностной позиции.

Ведь в этом случае психолог избирает путь условного самопринятия. А значит, рано или поздно станет вытеснять весь тот негатив, который накопил не только в рамках своих профессиональных занятий. Нужен ли вам консультант, который, с одной стороны, не знает цены человеческим проблемам, а, с другой, поглощен исключительно вытеснением собственных комплексов, порожденных условным самопринятием? Скорее, такой "профессионал" напоминает портрет Сальери кисти Александра Сергеевича Пушкина. Он ничем не лучше психолога, который в ответ на ваши запросы тут же начнет плакаться вам в жилетку по поводу своих сексуальных проблем.

Психолог как Личность, уверенная в своих профессиональных силах, начинается с безусловного самопринятия. В ином случае он едва ли сможет быть полезным людям, если не сказать – наоборот.

Вопрос: А как же критическая оценка своих возможностей?

Ответ: Безусловное принятие – на то и безусловное, что означает принятие всего вашего внутреннего мира, со всеми его "плюсами" и "минусами". А, следовательно, предполагает осознание границы между теми и другими, а вовсе не ее демаркацию. Любая демаркация толкает нас к условности. И осознание этой границы значительно более критично (самокритично), чем в ситуации условного принятия, когда по штампу "минусы" отсекаются", а "плюсы" навязываются извне. Оно становится предпосылкой личностного роста профессионала.

Говоря: "безусловно принимаю" в отношении другого человека, психолог вовсе не утверждает, что испытывает добрые чувства к живодеру или убийце. Просто психолог обязан быть "адвокатом человеческой целостности". Ему противопоказано "абстрактное мышление". "Абстрактное мышление" в смысле Гегеля – автора памфлета "Кто мыслит абстрактно?", блистательно переведенного Эвальдом Ильенковым. Такое мышление, по Гегелю, - признак интеллектуальной ущербности обывательского сознания. Там описывается ситуация, когда ведут на казнь убийцу. "Мерзавец! Как таких земля держит?!", - кричит толпа. Это и есть "абстрактное мышление" - узкое, ситуативное, одногорбое. Абстрагирующееся от всего, кроме того, что находится перед глазами в данный момент или того, что хочется в данный момент видеть. А ведь дамы могут найти убийцу красивым мужчиной…, предупреждает Гегель.

Идея безусловного принятия – один из краеугольных камней психологии как объективной науки и критерий объективности психологической практики. Советская психология претендовала на объективность. Но исходила-то она из идеи условного принятия - не по рождению индивидуума (от природы для нее все были равны), а по результатам его развития. Она определяла ценность этих результатов через их соответствие усвоенным ребенком нормам социального опыта, да еще и понятым через призму определенной идеологии. Впрочем, большинство западных психологических направлений ненамного уходило дальше. Это вело к возникновению пресловутого двойного стандарта. Но замечу, что, например, такие детские психологи, как Эльконин и Запорожец в своей реальной практике работы с ребенком всегда исходили из позиции его безусловного принятия. Они выдавали каждому кучу психологических авансов и не требовали сиюминутной отдачи. Частично это было и в теории, особенно у Запорожца с его концепциями самоценности детства и амплификации (фасилитации, сказал бы Карл Роджерс) детского развития. Если вы раскроете научные дневники Эльконина, то найдет там больше подтверждений этому, чем в его статьях и книгах, где акцентируется идея формирования. Правда, и "формирование" он понимал не так, как его трактуют в учебниках. Про Василия Васильевича Давыдова не говорю – я с ним работал на практике бок о бок. Более "конгруэнтного" психолога я не видел даже среди роджерсианских психотерапевтов. Разве что, сам Роджерс…

Так и безусловное самопринятие является для психолога условием объективного отношения к своим профессиональным компетенциям и возможностям.

Вопрос: Все-таки, гармонизация профессиональной и личностной позиции психолога – это недостижимое должное, или она имеет реальную перспективу?

Ответ: Я знаю очень яркий и счастливый случай такой гармонии – это Роджерс, в чем-то прямой антипод Фрейду. Но я уже писал и сегодня говорил, что Роджерс выполнял Миссию психолога, в которой противоречие между профессиональной и личностной позицией снимается. Возможно, если каждый из нас осознает свою работу как Миссию, это противоречие будет снято в принципе. Проблема – лишь в одном: под такую Миссию в каждом отдельном случае нужно найти отдельного Роджерса.

А если серьезно – для этого психолог должен решить единую задачу (именно единую, а не несколько разных, хотя и взаимосвязанных): (1) безусловно принять самого себя; (2) безусловно принять другого человека; (3) помочь другому безусловно принять себя; (4) содействовать его безусловному принятию ближайшим (значимым) окружением. Но для этого нужно, чтобы само это окружение утвердилось в необходимости безусловного самопринятия. Все эти моменты прекрасно артикулировал тот же Роджерс.

Но вся эта "идеальная цепочка" может порваться в первом же звене. Если на месте живой Личности психолога, искренне ищущей и открывающей значимое новое (значимое, как минимум, для двоих людей) окажется "работник с человеческим материалом" (выражение Виктора Слободчикова). Такая, знаете ли, ходячая поваренная книга о том, как не "переперчить" эмоциями рациональное решение, что подавать на десерт после душевного кризиса и т.п. Кстати, очень часто от психолога люди ждут именно этого и в итоге не получают адекватной помощи, поскольку это противоречит самому ее смыслу. Тут повинны и сами психологи, которым, видимо, не давали покоя лавры педагогов и которые снабжали население, по сути, квазипедагогическими рекомендациями. Кроме того, такие услуги было удобно поставить "на поток", создать иллюзию их эффективности и получать от этого неплохой доход.

Вопрос: Так в чем же смысл психологической помощи?

Ответ: В том, чтобы помочь человеку осознать целостность своего внутреннего мира (это и есть задача психолога-практика). А это значит – содействовать в открытии необыденных измерений этого мира. Тех, о существовании которых человек даже не подозревал (включая измерения трансперсональные, а эта область Личности много шире той, что относится к ее жизненным инструментам под названиями "организм" и "среда", она – в тенденции бесконечна.). Или подтолкнуть человека к переоткрытию уже освоенных "территорий Я", которые нуждаются в безусловном принятии заново. Это можно сделать, лишь "спровоцировав" работу человеческого воображения силой своей собственной фантазии. Поэтому воображение, на мой взгляд, – не только универсальная способность человека, но и ценнейшее профессиональное качество практического и практикующего психолога. Приходится констатировать, что его развитием мало занимаются в системе профессиональной подготовки и переподготовки психологов. Центр развивающего образования, под эгидой которого мы проводим этот семинар, как раз и пытается посильно решать эту задачу.

Вопрос: Всем известно про биоэтические проблемы (генная инженерия, клонирование и др.). Существуют ли психоэтические проблемы?

Ответ: Сложный вопрос… Я бы сказал так: если психолог профессионально делает свою работу, никаких особых психоэтических проблем, во всяком случае, по аналогии с биоэтическими, не возникает. В этом проявляется принципиальное различие профессиональной позиции психолога и профессиональной позиции биолога, оно – в их расстоянии до личностной позиции. В первом случае это расстояние – кратчайшее, хотя это явно не прямая. А личность (не моральные кодексы) и есть предельная этическая инстанция человека. Позиция настоящего профессионала подконтрольна его Личности, тем более когда "объект" твоего профессионального усилия – иная Личность. Там где любой иной специалист должен заглянуть в моральный кодекс (иногда не помешает и знакомство с уголовным), психолог прислушивается к себе и к другому.

Однако биологические разработки все чаще затрагивают фундамент феномена Живого, феномена Жизни, смыслопорождающим ядром которого является разумная жизнь. Поэтому решение биоэтических проблем будет зависеть от степени сближения профессиональной и личностной позиции биолога. Именно их расхождение, обретающее внешнюю форму "сциентизма", привело к тому, что проблемы биоэтики первыми принялись наиболее эмоционально обсуждать не биологи, а публицисты, философы, иные сторонние аналитики. Впрочем, так бывает всегда. Специалисты "безусловно принимают" созданные ими же проблемы, как правило, последними. Они слишком хорошо знают и точно оценивают реальную ситуацию с высот своей профессиональной позиции.


Заявки на семинары по развитию профессионального воображения практических и практикующих психологов можно направлять по e-mail: vtkud@mail.ru.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Кодекс психолога, написанный для себя
29-08-2006
Кодекс психолога,

Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник в сапогах
15-10-2005
Профессиональная и

Е.Е.Кравцова. Принципы подготовки психологов в Институте психологии им. Л.С.Выготского РГГУ
12-12-2006
Е.Е.Кравцова.

Владимир Кудрявцев. Кодекс психолога, написанный для себя
29-08-2006
Владимир Кудрявцев.

Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник в сапогах
15-10-2005
Профессиональная и

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (25)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх