20 февраля 2003 г. в Москве на базе ГОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368 и Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО состоялась Конференция «СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Замысел. Реализация. Перспективы», организованнаяпод эгидой Департамента образования г.Москвы. Поводом для ее проведения стал 10-летний юбилей научно-практической лаборатории школы «Лосиный остров», созданной и в течение пяти лет руководимой Василием Васильевичем Давыдовым. Именно эта школа явилась той платформой, на которой, согласно одному итоговых замыслов В.В.Давыдова, был впервые совершен бросок от «развивающего обучения» - к «развивающему образованию», от «школы развития мышления» - к «школе личностного
роста».
После вступительного слова директора школы А.С.Кухтинской участники конференции заслушали следующие доклады (большинство выступавших – члены коллектива научно-практической лаборатории школы):
От развивающего обучения к развивающему образованию | В.Т.Кудрявцев, д. психол. н., проф., директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, руководитель научно-практической лаборатории школы |
Учитель в системе РО | Л.В.Берцфаи, к. психол. н., ст. н. с., зав. лаб. НИИ развития образования Департамента образования г. Москвы |
Формирование музыкальной культуры детей в системе РО | Л.В.Школяр, чл.-корр. РАО, д. пед. н., проф., директор Института художественного образования РАО |
Творчество в учебной деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной и основной школе | Ю.А.Полуянов, к. психол. н., с.н.с., ведущий научный сотрудник Психологического Института РАО |
Преемственность в обучении родному языку в дошкольном и начальном звеньях РО | О.С.Ушакова, д. пед. н., проф., зав. лабораторией Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО |
Русский язык как социокультурное явление и учебный предмет РО | А.Д.Дейкина, д. пед. н., проф., декан филологического факультета Московского государственного педагогического университета |
Позиция учителя-исследователя в развивающем образовании | Е.К.Барсова, учитель начальных классов, зав. кафедрой школы "Лосиный остров" |
Здоровье дошкольников и школьников в системе РО | Л.М.Кузнецова, к. мед. н., с.н.с., зав. лабораторией Института возрастной физиологии РАО |
Феномен личности В.В.Давыдова | В.С.Лазарев, чл.-корр. РАО, д. психол. н., ректор Высшей школы подготовки специалистов РАО |
Василий Васильевич Давыдов. Идеальная форма содержания образования | Ф.Т.Михайлов, действительный член РАО д. филос. н., проф., главный научный Института философии РАН |
В ходе заседания была зачитана правительственная поздравительная телеграмма, поступившая на имя В.Т.Кудрявцева и А.С.Кухтинской от заместителя председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ О.Н.Смолина. В телеграмме подчеркивалась общенациональная значимость совместных поисков сотрудников лаборатории и педагогов-практиков школы «Лосиный остров» на поприще создания принципиально новой образовательной модели.
К юбилею научно-практической лаборатории и проведению конференции был приурочен выпуск первой части сборника статей «Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация» (М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. 216 с.).
Давыдов В.В. Научная концепция московской школы-лаборатории «Лосиный остров»
Давыдов В.В. Концепция работы школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368 Московского комитета образования на 1998-2002 гг.
Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней системы развивающего образования: диалог с В.В. Давыдовым.
Кудрявцев В.Т. Концепция дошкольного подразделения школы «Лосиный остров»
Кудрявцев В.Т., Камиа Э., Уразалиева Г.К. Научные основы развивающего этико-экологического воспитания дошкольников
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Основные направления работы по развивтию речи дошкольников
Кудрявцев В.Т. Развитие конструктивной деятельности дошкольников
Кудрявцев В.Т. Содержание и технология развивающего физического воспитания дошкольников
Кузнецова Л.М. Физиолого-гигиенические условия и психологическое обоснование разных условий и методов развивающего обучения дошкольников
Берцфаи Л.В. Концепция личности В.В.Давыдова
Шавырина Г.В. Творческий потенциал – необходимое качество личности в системе развивающего обучения
Берцфаи Л.В. Методика определения предпосылок и уровня сформированности учебной деятельности.
Барсова Е.К. Введение в школьную жизнь в условиях развивающего обучения
Нестерова Е.Г. Психологический мониторинг развивающего дошкольного образования
Морозова Е.Г. Исследование музыкальной культуры учащихся
Шавырина Г.В. Развитие интеллектуальной гибкости субъекта (учащегося и педагога). Практический курс
Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования
Лазарев В.С. Феномен В.В.Давыдова с позиций Давыдовской концепции личности
Готовится к изданию вторая часть сборника, в которой будет преимущественно отражен опыт разработки и апробации экспериментальных учебных курсов и авторских программ в системе развивающего школьного образования.
По итогам работы участниками конференции была принята резолюция.
Проведенная конференция в очередной раз подтвердила мнение прогрессивно мыслящей общественности о том, что теория развивающего обучения (РО), разработанная усилиями научного коллектива Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, являет собой уникальное детище российской науки и культуры, наше подлинное общенациональное достояние. Практика РО во многом создает стратегический интеллектуальный ресурс России в новом столетии. Высоким признанием этого на федеральном уровне стало присуждение разработчикам системы РО во главе с В.В.Давыдовым Премии Президента РФ за 1996 г. В нынешних условиях эта система способна задать особый вектор модернизации отечественного образования.
Сегодня к системе РО обращаются школы и педагоги Франции, Нидерландов, Украины, Казахстана и др. стран. В 1994 г. организована Международная Ассоциация РО. «Язык» РО становится поистине интернациональным.
Участники конференции пришли к единодушному мнению о том, что форпостом и эпицентром развития системы РО призвано стать столичное образование. С одной стороны, это было бы глубоко символичным – локальный эксперимент, из которого в итоге выросла система РО, впервые развернулся на базе московской школы № 91 осенью 1959 г. С другой стороны, задачам развития этой системы сомасштабен именно уровень столичного образования, ставшего за последние годы реальным механизмом социально-экономического и культурного роста города.
Среди таких задач на данный момент стратегическое значение имеет задача постепенного превращение системы развивающего обучения в систему развивающего образования. Она может решаться различными путями, но взаимосвязанными путями.
Во-первых, это – создание предпосылок умения и желания учиться на дошкольной ступени, с необходимостью построения которой сегодня воочию столкнулась система РО.
Во-вторых, это - обеспечение личностного роста детей, подростков, юношей и девушек средствами развития их творческого воображения (и других созидательных способностей) в различных видах деятельности: от игровой и учебной в дошкольном и начальном звеньях – до общественно значимой и проектно-исследовательской в среднем и старшем звеньях.
В-третьих, это - использование возможностей художественно-эстетического образования для обогащения развивающего потенциала учебной деятельности по основным предметам общеобразовательной школы.
В-четвертых, это – многоплановая ориентация педагогического процесса на развитие здоровья детей, которое рассматривается не только как условие, но и как закономерный эффект развивающего образования («школа развития» возможна лишь как «школа здоровья»).
Все эти пути реализуются в работе Школы «Лосиный остров» № 368, которая - в соответствии с замыслом В.В.Давыдова - представляет собой сегодня реально воплощенную модельэкспериментального учреждения нового типа. Эта модель не имеет аналогов в российском образовательном пространстве. Благодаря скоординированным действиям исследователей – профессионалов разного профиля (психологов, педагогов, методистов, гигиенистов, социологов) и энергии педагогического подвижничества практиков в «Лосином острове» выстроена уникальная многоступенчатая развивающая образовательная система, в единой логикеохватывающая дошкольную ступень, начальную, основную и среднюю школу.
Учитывая сказанное, участники конференции приняли ряд решений:
На развитие сайта