Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » В Москве состоялась конференция "Система развивающего образования. Замысел. Реализация. Перспективы"

В Москве состоялась конференция "Система развивающего образования. Замысел. Реализация. Перспективы"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 702
  •  
    • 0

20 февраля 2003 г. в Москве на базе ГОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368 и Института дошкольного образования и семейного воспитания  РАО состоялась Конференция «СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Замысел. Реализация. Перспективы», организованнаяпод эгидой Департамента образования г.Москвы. Поводом для ее проведения стал 10-летний юбилей научно-практической лаборатории школы «Лосиный остров», созданной и в течение пяти лет руководимой Василием Васильевичем Давыдовым. Именно эта школа явилась той платформой, на которой, согласно одному итоговых замыслов В.В.Давыдова, был впервые совершен бросок от «развивающего обучения» - к «развивающему образованию», от «школы развития мышления» - к «школе личностного
роста».


После вступительного слова директора школы А.С.Кухтинской участники конференции заслушали следующие доклады (большинство выступавших – члены коллектива научно-практической лаборатории школы):
























От развивающего обучения к развивающему образованию В.Т.Кудрявцев, д. психол. н., проф., директор Института дошкольного образования
и семейного воспитания РАО, руководитель научно-практической лаборатории
школы
Учитель в системе РО Л.В.Берцфаи, к. психол. н., ст. н. с., зав. лаб. НИИ развития образования
Департамента образования г. Москвы
Формирование музыкальной культуры детей в системе РО Л.В.Школяр, чл.-корр. РАО, д. пед. н., проф., директор Института художественного
образования РАО
Творчество в учебной деятельности на уроках изобразительного искусства
в начальной и основной школе
Ю.А.Полуянов, к. психол. н., с.н.с., ведущий научный сотрудник Психологического
Института РАО
Преемственность в обучении родному языку в дошкольном и начальном звеньях
РО
О.С.Ушакова, д. пед. н., проф., зав. лабораторией Института дошкольного
образования и семейного воспитания РАО
Русский язык как социокультурное явление и учебный предмет РО А.Д.Дейкина, д. пед. н., проф., декан филологического факультета Московского
государственного педагогического университета
Позиция учителя-исследователя в развивающем образовании Е.К.Барсова, учитель начальных классов, зав. кафедрой школы "Лосиный
остров"
Здоровье дошкольников и школьников в системе РО Л.М.Кузнецова, к. мед. н., с.н.с., зав. лабораторией Института возрастной
физиологии РАО
Феномен личности В.В.Давыдова В.С.Лазарев, чл.-корр. РАО, д. психол. н., ректор Высшей школы подготовки
специалистов РАО
Василий Васильевич Давыдов. Идеальная форма содержания образования Ф.Т.Михайлов, действительный член РАО д. филос. н., проф., главный научный
Института философии РАН

В ходе заседания была зачитана  правительственная поздравительная телеграмма, поступившая на имя В.Т.Кудрявцева и А.С.Кухтинской от заместителя председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ О.Н.Смолина. В телеграмме подчеркивалась  общенациональная значимость совместных поисков сотрудников лаборатории и педагогов-практиков школы «Лосиный остров» на поприще создания принципиально новой образовательной модели.


К юбилею научно-практической лаборатории и проведению конференции был приурочен выпуск первой части сборника статей «Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация»  (М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. 216 с.).




Содержание сборника:


Раздел I. Стратегические ориентиры десятилетия


Давыдов В.В. Научная концепция московской школы-лаборатории «Лосиный остров»


Давыдов В.В. Концепция работы школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368 Московского комитета образования на 1998-2002 гг.


Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней системы развивающего образования: диалог с В.В. Давыдовым.


Раздел II. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании


Кудрявцев В.Т. Концепция дошкольного подразделения школы «Лосиный остров»

Кудрявцев В.Т., Камиа Э., Уразалиева Г.К. Научные основы развивающего этико-экологического воспитания дошкольников

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Основные направления работы по развивтию речи дошкольников

Кудрявцев В.Т. Развитие конструктивной деятельности дошкольников

Кудрявцев В.Т. Содержание и технология развивающего физического воспитания дошкольников

Кузнецова Л.М. Физиолого-гигиенические условия и психологическое обоснование разных условий и методов развивающего обучения дошкольников

Раздел III. Психологическое сопровождение развивающего образования


Берцфаи Л.В. Концепция личности В.В.Давыдова

Шавырина Г.В. Творческий потенциал – необходимое качество личности в системе развивающего обучения

Берцфаи Л.В. Методика определения предпосылок и уровня сформированности учебной деятельности.

Барсова Е.К. Введение в школьную жизнь в условиях развивающего обучения

Нестерова Е.Г. Психологический мониторинг развивающего дошкольного образования

Морозова Е.Г. Исследование музыкальной культуры учащихся

Шавырина Г.В. Развитие интеллектуальной гибкости субъекта (учащегося и педагога). Практический курс

Раздел IY. Здоровье и развитие личности


Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования

Раздел Y. Наш учитель


Лазарев В.С. Феномен В.В.Давыдова с позиций Давыдовской концепции личности


Готовится к изданию вторая часть сборника, в которой будет преимущественно отражен опыт разработки и апробации экспериментальных учебных курсов и авторских программ в системе развивающего школьного образования.


По итогам работы участниками конференции была принята резолюция.




РЕЗОЛЮЦИЯ


КОНФЕРЕНЦИИ «СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Замысел. Реализация. Перспективы»


Проведенная конференция в очередной раз подтвердила мнение прогрессивно мыслящей общественности о том, что теория развивающего обучения (РО), разработанная усилиями научного коллектива Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, являет собой уникальное детище российской науки и культуры, наше подлинное общенациональное достояние. Практика РО во многом создает стратегический интеллектуальный ресурс России в новом столетии. Высоким признанием этого на федеральном уровне стало присуждение разработчикам системы РО во главе с В.В.Давыдовым Премии Президента РФ за 1996 г. В нынешних условиях эта система способна задать особый вектор модернизации отечественного образования.


Сегодня к системе РО обращаются школы и педагоги Франции, Нидерландов, Украины, Казахстана и др. стран. В 1994 г. организована Международная Ассоциация РО. «Язык» РО становится поистине интернациональным.


Участники конференции пришли к единодушному мнению о том, что форпостом и эпицентром развития системы РО призвано стать столичное образование. С одной стороны, это было бы глубоко символичным – локальный эксперимент, из которого в итоге выросла система РО,  впервые развернулся на базе московской школы  № 91 осенью 1959 г. С другой стороны, задачам развития этой системы сомасштабен именно уровень столичного образования, ставшего за последние годы реальным механизмом социально-экономического и культурного роста города.


Среди таких задач на данный момент стратегическое значение имеет задача постепенного превращение системы развивающего обучения в систему развивающего образования. Она может решаться различными путями, но взаимосвязанными путями.


Во-первых, это – создание предпосылок умения и желания учиться на дошкольной ступени, с необходимостью построения которой сегодня воочию столкнулась система РО.


Во-вторых, это - обеспечение личностного роста детей, подростков, юношей и девушек средствами развития их творческого воображения (и других созидательных способностей) в различных видах деятельности: от игровой и учебной в дошкольном и начальном звеньях – до общественно значимой и проектно-исследовательской в среднем и старшем звеньях.


В-третьих, это - использование возможностей художественно-эстетического образования для обогащения развивающего потенциала учебной деятельности по основным предметам общеобразовательной школы.


В-четвертых, это – многоплановая ориентация педагогического процесса  на  развитие здоровья детей, которое рассматривается не только как условие, но и как  закономерный эффект развивающего образования («школа развития» возможна лишь как «школа здоровья»).


Все эти пути реализуются в работе Школы «Лосиный остров» № 368, которая - в соответствии с замыслом В.В.Давыдова - представляет собой сегодня реально воплощенную модельэкспериментального учреждения нового типа. Эта модель не имеет аналогов в российском образовательном пространстве. Благодаря скоординированным действиям исследователей – профессионалов разного профиля (психологов, педагогов, методистов, гигиенистов, социологов) и энергии педагогического подвижничества практиков в «Лосином острове» выстроена уникальная многоступенчатая развивающая образовательная система, в единой логикеохватывающая дошкольную ступень, начальную, основную и среднюю школу.


Учитывая сказанное, участники конференции приняли ряд решений:



  1. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Правительство Москвы, Московскую городскую думу с пакетом предложений по поддержке системы РО как эффективного механизма общественного развития в условиях реформируемой экономики. С аналогичными обращениями выступить в адрес руководства наиболее перспективных с точки зрения возможностей социально-экономического роста субъектов федерации и представителей крупного российского бизнеса.

  2. Выступить перед Министерством образования РФ и Департаментом образования г.Москвы с инициативой разработки и включения в учебные планы педагогических вузов круга спецкурсов по развивающему образованию.

  3. Считать целесообразной подготовку к изданию многотомного собрания трудов В.В.Давыдова, словаря РО и учебного пособия по системе РО для учителей и методистов, в единстве затрагивающего его психологические, общепедагогические и технологические  аспекты.

  4. Разработать стратегию построения преемственности ступеней системы РО в условиях столичного образования и определить механизмы ее практической реализации; в дальнейшем рекомендовать разработанные материалы для обсуждения на заседании Коллегии Департамента г. Москвы.

  5. Ходатайствовать перед Департаментом образования г. Москвы о присвоении Школе «Лосиный остров» № 368 статуса сетевой школы развивающего образования, координирующей деятельность аналогичных образовательных учреждений в г. Москве.

  6. Выступить перед Департаментом образования г. Москвы с предложением об организации постоянно действующего семинара «Развивающее образование в Москве» для учителей, методистов, воспитателей ДОУ, работников управленческого звена и ежегодном издании материалов данного семинара.

  7. Обратиться с ходатайством к Правительству г. Москвы о присвоении Школе «Лосиный остров» № 368 имени Василия Васильевича Давыдова.


 Москва 20 февраля 2003 г.




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Хроника. Майская встреча в школе «Лосиный остров»
22-05-2010
Хроника. Майская встреча в школе «Лосиный остров»

Дополнение к Новости от 18.04.2006
20-04-2006
Дополнение к Новости от 18.04.2006

Проекты Центра развивающего образования Владимира Кудрявцева
12-04-2004
Проекты Центра развивающего образования Владимира

  • Календарь
  • Архив
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Август 2018 (33)
Июль 2018 (49)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх