Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » В Москве состоялась конференция "Система развивающего образования. Замысел. Реализация. Перспективы"

В Москве состоялась конференция "Система развивающего образования. Замысел. Реализация. Перспективы"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 589
  • печатать
  •  
    • 0

20 февраля 2003 г. в Москве на базе ГОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368 и Института дошкольного образования и семейного воспитания  РАО состоялась Конференция «СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Замысел. Реализация. Перспективы», организованнаяпод эгидой Департамента образования г.Москвы. Поводом для ее проведения стал 10-летний юбилей научно-практической лаборатории школы «Лосиный остров», созданной и в течение пяти лет руководимой Василием Васильевичем Давыдовым. Именно эта школа явилась той платформой, на которой, согласно одному итоговых замыслов В.В.Давыдова, был впервые совершен бросок от «развивающего обучения» - к «развивающему образованию», от «школы развития мышления» - к «школе личностного
роста».


После вступительного слова директора школы А.С.Кухтинской участники конференции заслушали следующие доклады (большинство выступавших – члены коллектива научно-практической лаборатории школы):
























От развивающего обучения к развивающему образованию В.Т.Кудрявцев, д. психол. н., проф., директор Института дошкольного образования
и семейного воспитания РАО, руководитель научно-практической лаборатории
школы
Учитель в системе РО Л.В.Берцфаи, к. психол. н., ст. н. с., зав. лаб. НИИ развития образования
Департамента образования г. Москвы
Формирование музыкальной культуры детей в системе РО Л.В.Школяр, чл.-корр. РАО, д. пед. н., проф., директор Института художественного
образования РАО
Творчество в учебной деятельности на уроках изобразительного искусства
в начальной и основной школе
Ю.А.Полуянов, к. психол. н., с.н.с., ведущий научный сотрудник Психологического
Института РАО
Преемственность в обучении родному языку в дошкольном и начальном звеньях
РО
О.С.Ушакова, д. пед. н., проф., зав. лабораторией Института дошкольного
образования и семейного воспитания РАО
Русский язык как социокультурное явление и учебный предмет РО А.Д.Дейкина, д. пед. н., проф., декан филологического факультета Московского
государственного педагогического университета
Позиция учителя-исследователя в развивающем образовании Е.К.Барсова, учитель начальных классов, зав. кафедрой школы "Лосиный
остров"
Здоровье дошкольников и школьников в системе РО Л.М.Кузнецова, к. мед. н., с.н.с., зав. лабораторией Института возрастной
физиологии РАО
Феномен личности В.В.Давыдова В.С.Лазарев, чл.-корр. РАО, д. психол. н., ректор Высшей школы подготовки
специалистов РАО
Василий Васильевич Давыдов. Идеальная форма содержания образования Ф.Т.Михайлов, действительный член РАО д. филос. н., проф., главный научный
Института философии РАН

В ходе заседания была зачитана  правительственная поздравительная телеграмма, поступившая на имя В.Т.Кудрявцева и А.С.Кухтинской от заместителя председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ О.Н.Смолина. В телеграмме подчеркивалась  общенациональная значимость совместных поисков сотрудников лаборатории и педагогов-практиков школы «Лосиный остров» на поприще создания принципиально новой образовательной модели.


К юбилею научно-практической лаборатории и проведению конференции был приурочен выпуск первой части сборника статей «Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация»  (М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. 216 с.).




Содержание сборника:


Раздел I. Стратегические ориентиры десятилетия


Давыдов В.В. Научная концепция московской школы-лаборатории «Лосиный остров»


Давыдов В.В. Концепция работы школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368 Московского комитета образования на 1998-2002 гг.


Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней системы развивающего образования: диалог с В.В. Давыдовым.


Раздел II. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании


Кудрявцев В.Т. Концепция дошкольного подразделения школы «Лосиный остров»

Кудрявцев В.Т., Камиа Э., Уразалиева Г.К. Научные основы развивающего этико-экологического воспитания дошкольников

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Основные направления работы по развивтию речи дошкольников

Кудрявцев В.Т. Развитие конструктивной деятельности дошкольников

Кудрявцев В.Т. Содержание и технология развивающего физического воспитания дошкольников

Кузнецова Л.М. Физиолого-гигиенические условия и психологическое обоснование разных условий и методов развивающего обучения дошкольников

Раздел III. Психологическое сопровождение развивающего образования


Берцфаи Л.В. Концепция личности В.В.Давыдова

Шавырина Г.В. Творческий потенциал – необходимое качество личности в системе развивающего обучения

Берцфаи Л.В. Методика определения предпосылок и уровня сформированности учебной деятельности.

Барсова Е.К. Введение в школьную жизнь в условиях развивающего обучения

Нестерова Е.Г. Психологический мониторинг развивающего дошкольного образования

Морозова Е.Г. Исследование музыкальной культуры учащихся

Шавырина Г.В. Развитие интеллектуальной гибкости субъекта (учащегося и педагога). Практический курс

Раздел IY. Здоровье и развитие личности


Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования

Раздел Y. Наш учитель


Лазарев В.С. Феномен В.В.Давыдова с позиций Давыдовской концепции личности


Готовится к изданию вторая часть сборника, в которой будет преимущественно отражен опыт разработки и апробации экспериментальных учебных курсов и авторских программ в системе развивающего школьного образования.


По итогам работы участниками конференции была принята резолюция.




РЕЗОЛЮЦИЯ


КОНФЕРЕНЦИИ «СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Замысел. Реализация. Перспективы»


Проведенная конференция в очередной раз подтвердила мнение прогрессивно мыслящей общественности о том, что теория развивающего обучения (РО), разработанная усилиями научного коллектива Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, являет собой уникальное детище российской науки и культуры, наше подлинное общенациональное достояние. Практика РО во многом создает стратегический интеллектуальный ресурс России в новом столетии. Высоким признанием этого на федеральном уровне стало присуждение разработчикам системы РО во главе с В.В.Давыдовым Премии Президента РФ за 1996 г. В нынешних условиях эта система способна задать особый вектор модернизации отечественного образования.


Сегодня к системе РО обращаются школы и педагоги Франции, Нидерландов, Украины, Казахстана и др. стран. В 1994 г. организована Международная Ассоциация РО. «Язык» РО становится поистине интернациональным.


Участники конференции пришли к единодушному мнению о том, что форпостом и эпицентром развития системы РО призвано стать столичное образование. С одной стороны, это было бы глубоко символичным – локальный эксперимент, из которого в итоге выросла система РО,  впервые развернулся на базе московской школы  № 91 осенью 1959 г. С другой стороны, задачам развития этой системы сомасштабен именно уровень столичного образования, ставшего за последние годы реальным механизмом социально-экономического и культурного роста города.


Среди таких задач на данный момент стратегическое значение имеет задача постепенного превращение системы развивающего обучения в систему развивающего образования. Она может решаться различными путями, но взаимосвязанными путями.


Во-первых, это – создание предпосылок умения и желания учиться на дошкольной ступени, с необходимостью построения которой сегодня воочию столкнулась система РО.


Во-вторых, это - обеспечение личностного роста детей, подростков, юношей и девушек средствами развития их творческого воображения (и других созидательных способностей) в различных видах деятельности: от игровой и учебной в дошкольном и начальном звеньях – до общественно значимой и проектно-исследовательской в среднем и старшем звеньях.


В-третьих, это - использование возможностей художественно-эстетического образования для обогащения развивающего потенциала учебной деятельности по основным предметам общеобразовательной школы.


В-четвертых, это – многоплановая ориентация педагогического процесса  на  развитие здоровья детей, которое рассматривается не только как условие, но и как  закономерный эффект развивающего образования («школа развития» возможна лишь как «школа здоровья»).


Все эти пути реализуются в работе Школы «Лосиный остров» № 368, которая - в соответствии с замыслом В.В.Давыдова - представляет собой сегодня реально воплощенную модельэкспериментального учреждения нового типа. Эта модель не имеет аналогов в российском образовательном пространстве. Благодаря скоординированным действиям исследователей – профессионалов разного профиля (психологов, педагогов, методистов, гигиенистов, социологов) и энергии педагогического подвижничества практиков в «Лосином острове» выстроена уникальная многоступенчатая развивающая образовательная система, в единой логикеохватывающая дошкольную ступень, начальную, основную и среднюю школу.


Учитывая сказанное, участники конференции приняли ряд решений:



  1. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Правительство Москвы, Московскую городскую думу с пакетом предложений по поддержке системы РО как эффективного механизма общественного развития в условиях реформируемой экономики. С аналогичными обращениями выступить в адрес руководства наиболее перспективных с точки зрения возможностей социально-экономического роста субъектов федерации и представителей крупного российского бизнеса.

  2. Выступить перед Министерством образования РФ и Департаментом образования г.Москвы с инициативой разработки и включения в учебные планы педагогических вузов круга спецкурсов по развивающему образованию.

  3. Считать целесообразной подготовку к изданию многотомного собрания трудов В.В.Давыдова, словаря РО и учебного пособия по системе РО для учителей и методистов, в единстве затрагивающего его психологические, общепедагогические и технологические  аспекты.

  4. Разработать стратегию построения преемственности ступеней системы РО в условиях столичного образования и определить механизмы ее практической реализации; в дальнейшем рекомендовать разработанные материалы для обсуждения на заседании Коллегии Департамента г. Москвы.

  5. Ходатайствовать перед Департаментом образования г. Москвы о присвоении Школе «Лосиный остров» № 368 статуса сетевой школы развивающего образования, координирующей деятельность аналогичных образовательных учреждений в г. Москве.

  6. Выступить перед Департаментом образования г. Москвы с предложением об организации постоянно действующего семинара «Развивающее образование в Москве» для учителей, методистов, воспитателей ДОУ, работников управленческого звена и ежегодном издании материалов данного семинара.

  7. Обратиться с ходатайством к Правительству г. Москвы о присвоении Школе «Лосиный остров» № 368 имени Василия Васильевича Давыдова.


 Москва 20 февраля 2003 г.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Программа Международного научного симпозиума «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики» (16-17 сентября 2010 г.)
14-09-2010
Программа

Руководящие и инспекционные органы МАРДО
22-11-2004
Руководящие и

Руководящие и инспекционные органы МАРДО
II том сборника "Развивающее образование"
17-05-2004
II том сборника

Проекты Центра развивающего образования Владимира Кудрявцева
12-04-2004
Проекты Центра

Выпущена в свет новая книга ...
22-12-2003
Выпущена в свет

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (42)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх