Обе статьи, которые я с удовольствием размещаю на Форуме в "Библиотеке новейших исследований", - еще "теплые", из-под авторского пера (из-под клавиш, конечно). Такая оперативность и эксклюзивность стала возможной благодаря любезности одного из авторов - Евгения Смотрицкого. Он не только дал "добро" на публикацию, но и взял на себя труд заручиться им у других авторов. Моя глубочайшая ему признательность.
Совсем недавно, ко Дню учителя на сайте мы уже размещали статью Елены Шейниной и Евгения Смотрицкого "Идеальный учитель", которая, судя по рейтингу просмотров, заслуженно привлекла внимание читателей. Новая статья авторов посвящена культурологическим проблемам школьной коммуникации. В ней - не привычные приговаривания и красивые цитаты, призванные подчеркнуть роль культуры в построении современного образовательного процесса на фоне. его реального обескультуривания (конечно, не только его, но и всей общественный жизни). Авторы ставят неутшительный культурологический диагноз образованию начала XXI века, показывая, что все педагогические тупики, к которых мы оказались сегодня, - следствие небрежения (в теории и на практике) культурно-историческими принципами организации взаимодействия взрослых и детей внутри образовательных институтов. В статье эти принципы - с опорой на исторические материалы - сформулированы более, чем внятно. Это сохраняет за нами, как минмум, известную перспективу выработки программу выхода из сложившейся ситуации. В целом, уверен: работы харьковчанки Е.Шейниной и Е.Смотрицкого, живущего ныне в Германии, заслуживают того, чтобы российский читатель ознакомился с ними ближе.
Статья Ольги Смотрицкой интересна тем, что автор уходит от традиционного рассмотрения (даже - комплексного) различных форм коммуникации в образовании. Акцент ставится ею на другое. В статье сама школа предстает как "институт" человеческих взаимоотношений, живущий по особым законам. Не оторванным от конкретных взрослых и детей, более того, по-своему творимых ими, но, тем не менее, - особых. Непонимание этого обстятельства приводит, например, к тому, что оргконсультант работает с отдельными людьми и их группами, пытается оптимизировать отношения между ними, а сама организация (в данном случае - школа) так и не становится объектом его деятельности. Попытку дать ответ на вопрос о том, на каких коммуникационных основаниях зиждется психологическая, социальная и организационная динамика образовательного учреждения - школы, мы находим в статье О.Смотрицкой. Владимир Кудрявцев
На развитие сайта