Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебовой
Уважаемая Любовь Николаевна!
В 2008 году в 36 субъектах Российской Федерации проводилась апробация моделей участия в ЕГЭ по русскому языку отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: с глубокими нарушениями зрения (слепых); с нарушениями зрения (слабовидящих); с нарушениями слуха (глухих); с нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей).
В целях организации ЕГЭ для лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых) проведена работа по изданию шрифтом Брайля контрольных измерительных материалов по русскому языку.
С учётом психофизиологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья Рособрнадзором были разработаны и направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендации, содержащие организационно-технологические условия, обеспечение которых необходимо при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся.
Финансирование разработки и тиражирования контрольно-измерительных материалов по русскому языку и математике шрифтом Брайля для слепых выпускников осуществлено в 2008 году.
По предварительной оценке учителей школ III - IV видов, часть выпускников 2009 года предполагают проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по следующим предметам: литература, биология, история, обществознание. Возможно также прохождение рядом выпускников с глубоким нарушением зрения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по иностранному языку.
Прошу Вас, уважаемая Любовь Николаевна, решить вопрос с финансированием разработки и тиражирования контрольно-измерительных материалов по указанным предметам (примерные расходы могут составить около 500000 рублей по каждому предмету).
Поскольку Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает возможность прохождения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоившими образовательную программу среднего (полного) общего образования, в традиционной форме (ч. 4 ст. 15), а также внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные средние специальные и высшие учебные заведения детей-инвалидов и инвалидов I и II групп при условии успешного прохождения вступительных испытаний, прошу Вас при подготовке в новых редакциях порядка приёма граждан в федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и порядок приёма граждан в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования предусмотреть возможность предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья права сдачи вступительных экзаменов в традиционной форме.
Прошу Вас рассмотреть также следующие предложения Совета работников интеллектуального труда Всероссийского общества слепых:
возможность использования при сдаче ЕГЭ лицами с ограниченными возможностями здоровья контрольно-измерительных материалов в электронной форме. Это могло бы решить следующие проблемы: обеспечение кимами шрифтом Брайля для лиц с глубокими нарушениями зрения по предметам, по которым итоговую аттестацию проходят единицы таких выпускников общеобразовательных учреждений, в частности по иностранному языку; возможность централизованной проверки ответов (такая проверка была бы целесообразна, поскольку на местах не всегда достаточно квалифицированных специалистов предметников, являющихся одновременно тифлопедагогами); возможность заполнения КИМов лицами, владеющими набором на компьютере, но неспособными пользоваться ручкой (незрячие, лица с тяжёлыми формами ДЦП, с отсутствием верхних конечностей и т.д.);
определить правила участия в проведении ЕГЭ ассистента для лица, неспособного самостоятельно заполнить КИМы.
С уважением, заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин
На развитие сайта