Вчера на сайте www.vesti.ru была размещена статья под названием «ЕГЭ подкрался незаметно». Речь в ней шла о том, что перед самым Новым Годом министр образования России Андрей Фурсенко решил явиться нашим детям Санта-Клаусом с подарком в виде приказа о введении для поступления в вуз двух дополнительных обязательных ЕГЭ по профилирующим предметам, который он подписал. Еще 1 сентября выпускники-абитуриенты-2009 и их родители знали: нужно сдавать два обязательных экзамена – по математике и русскому языку, а форму экзамена по профилирующим предметам устанавливает вуз. Из этого и исходили, подбирая курсы, репетиторов, приобретая литературу. Полгода к этому и готовились.
Но неуемный министр неожиданно «смазал карту будня»: в соответствии с приказом набор вступительных экзаменов отныне определяют не вузы, а министерство. Сие, например, означает, что для поступления на химический факультет абитуриенту необходимо будет сдать в школе ЕГЭ по русскому, математике, физике и химии, а вузу остается только решить, является ли набранное им количество баллов проходным. Ну, еще 24 вуза получили право на дополнительные испытания. И 4 экзамена все равно придется сдавать – хоть ты тресни. И 4 месяца дано на подготовку, буквально с чистого листа. Ведь из-за того, что «экзамены на факультеты одной специальности в разных вузах теперь задаются департаментом и их набор неизменен, многим абитуриентам придется за оставшиеся месяцы выучить не значившиеся раньше в их личных списках предметы. Например, физику для поступления в медицинский или иностранный язык для учебы на соцфаке. Родители в ужасе, преподаватели отказываются брать дополнительных учеников». Так-то вот.
Нельзя сказать, что социальный нарыв по имени «ЕГЭ» зрел совсем уж незаметно, и никто ничего не предпринимал. Да, интенсивная терапия, не говоря уже о попытках хирургического вмешательства, не осуществлялась. Но сразу с момента озвучивания идеи ЕГЭ в самом начале столетия тогдашним министром образования РФ В.Филипповым, она стала предметом нешуточных дискуссий. По долгу службы мне тогда часто приходилось бывать в Минобразовании, и все это происходило на моих глазах. Несколько лет грозовое облако маячило в виде аморфной перспективы и, казалось, до наших городов и весей не долетит. Мол, чиновными совещаниями с бумажными решениями все и завершится, как у нас повелось. Но когда на должность министра заступил А.Фурсенко и выразил решимость перевести слово из трех букв в дело, создав для этого целую федеральную контору – Рособрнадзор (ныне - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки); стало ясно, что мы имеем дело с «национальной» idea fix. А в современной России, бесконечно далекой от какой бы то ни было революционной романтики, idea fix так просто не возникнет и уж, тем более, не воплотится в жизнь.
Так и в случае с идеей ЕГЭ: чтобы она стала материальной силой, Европейский банк развития и реконструкции (по мнению, некоторых экспертов, весьма одиозная организация) изыскал средства, на которые можно было бы целиком поднять отечественную систему образования. Естественно, ЕГЭ-машина завелась на полные обороты. В ответ усилилось сопротивление: Комитет по образованию и науке Госдумы, Совет Федерации, ректора ведущих вузов, Департамент образования г. Москвы, представители общественности – научной (среди ученых - Нобелевские лауреаты), педагогической и родительской, журналисты, сами дети, составили оппозицию «инновационной» директиве Минобрнауки В стране начались судебные процессы. Быть может, действия оппозиции не были достаточно скоординированы. Но едва ли бы в ином случае их результат оказался бы успешнее. Составить противовес административному ресурсу, усиленному постоянными инвалютными траншами?. . . В результате мы имеем то, что, - уж простите, - имеют нас.
Хорошо известно, что весь путь к ЕГЭ праведным не назовешь: он был вымощен правонарушениями, из которых наименьшее – нецелевое использование средств руководством созданного при Рособрнадзоре центра по разработке контрольно-измерительных материалов. Почуяв неладное, В.Болотов, тогдашний руководитель Рособранадзора сам наслал на своих подчиненных прокурорскую проверку (об этом на сайте уже рассказывалось). И это было наибольшим, впрочем, чуть ли не единственным, вмешательством государства в дела конторы. Хотя нормальным и не «заинтересованным» людям ясно, что в масштабной «прокурорской проверке» нуждается вся ЕГЭ-кампания. Столь же ясно, что этого, по крайней мере, в ближайшее время не произойдет. Первые лица государства давно уже дали ЕГЭ отмашку, а, оценивая его, ограничиваются общими словами. А очень бы хотелось бы получить от президента и премьера развернутую оценку деятельности Минобранауки и Рособрнадзора. Правда, тот факт, что при последней перетасовке правительства А.Фурсенко удержался, а затем почувствовал себя даже увереннее, говорит о многом.
Кстати, о «заинтересованных». ЕГЭ материально поддержал многих нуждающихся. Трансевропейские транши и федеральная контора – только часть поддержки. Нынче ЕГЭ – это целая индустрия. Открытые по стране центры и центрики. Рабочие места для проверяющих, включая тех, кого удалили от дел по причине профессиональной непригодности. Горы подготовительной литературы. Всяческие курсы и. . . репетиторы, репетиторы, репетиторы. . . "Сто тысяч одних репетиторов". Последних инициаторы ЕГЭ поначалу обещали ликвидировать как класс, а теперь мы вряд ли удивимся, если Рособрнадзор начнет выдавать им лицензии. Путем введения ЕГЭ ликвидировать обещали и коррупцию в виде взяточничества в вузах. По крайней мере, обещание частично выполнено: взятки теперь несут не в вуз, а чиновникам, занятым организацией ЕГЭ на местах. Довольны почти все – даже торговцы на уличных книжных развалах. Не совсем рады такому счастью, правда, дети и их родители.
А что родители? Вытряхивают карманы на подготовку любимых чад и. пишут письма в Администрацию Президента РФ. А оттуда они переадресовываются в Росообрнадзор, откуда, в свою очередь, отвечают под копирку, как будто вместо человека поставлена программа: «Ваше беспокойство. не является обоснованным. Введение ЕГЭ позволяет. . .(далее перечисляются достоинства)».
Словом, от организаторов ЕГЭ можно ожидать всего. Но, по-моему, требование сменить формат сдачи экзамена за 4 месяца до нее – это уже перебор. И повод вновь обратиться к правовой стороне дела. Не говоря уже о том, что высшей инстанции госуправления образованием не к лицу уподобляться игрокам в крокет - героям Льюиса Кэрролла. Те, напомню, используя в игре фламинго вместо клюшек и ежей – вместо мячей, постоянно меняли ее правила. И в такой игре действительно сталкиваешься с массой чудес. В статье упомянуто о сдаче иностранного языка на соцфак. А как вы думаете, на какую специальность иностранный сдавать не надо? На таможенное дело! А вот, если в тебе сидит учитель ОБЖ, иностранный ты выучить обязан. Этот - другими словами не назовешь - идиотизм оформлен в официальном документе, что заставляет еще раз подумать над тем, какие кадры востребовала ЕГЭ-кампания. С языком, вообще, особая проблема. Понятно, что школа не сможет удовлетворить даже самого «невзыскательного» вузовского уровня сдачи экзамена. Для этого нужна серьезная реформа школьного преподавания иностранного языка. А какая может быть реформа, если выпускники соответствующих факультетов в педвузах не идут работать по специальности? Одно время в одном из престижных московских округов только 40% учителей английского языка имели базовое образование. Надежда на то, что кризис подсократит в бизнесе корпус переводчиков с педагогическим образованием, и они, помытарясь какое-то время, придут в школы? Но экзамен-то сдавать через 4 месяца, причем – на большинство специальностей. А репетиторы, как утверждается в статье, уже стонут от перегрузок.
И еще один нюанс, который кому-то может показаться не самым существенным, но мне видится очень важным. Сдача ЕГЭ для выпускника – это фактически первый взрослый, серьезный, ответственный контакт с государством. Конечно, детишки уже много о нем знают и относительно многого не питают иллюзий. Вот тут-то у государства – шанс «реабилитировать» перед подрастающим поколением, представ в его глазах в лице «ответственного взрослого». Эталона взрослости, на который можно равняться в будущем. А вместо него детей втягивают в крокетную игру без правил. Такая первая встреча с государством способна только морально развратить. И всякая патриотическая риторика, которую обильно сливают в уши наших детей, лишь усиливает горечь послевкусья от таких «встреч».
Кризис, инструментом создания которого является ЕГЭ, – лишь составляющая и, в известной мере, катализатор системного кризиса общества, переживаемого им на изломе двух столетий. Чиновники от образования вносят свой посильный вклад в эту историческую «ломку», хотя по ее прошествии (а она обязательно пройдет) их славные имена постепенно выветрятся из памяти, как и ответы на вопросы ЕГЭ.
В каждом из нас живет простодушный обыватель. Без него – никуда: он и зубы с утра почистит, и ботинки перед выходом зашнурует. Но иногда этот внутренний житель бывает излишне тревожен. Вот и «мой» забеспокоился:
- Они там чего, не понимают, как им «пиар» создает этот самый ЕГЭ? А, может быть, им уже и наплевать на пиар? Все говорят, вон, диктатура в стране зреет.
- Послушай, куда ты лезешь? - осекаю его я. - Твое дело следить за кислотно-щелочным балансом, и, короче, чтобы все было сухо и комфортно. И не позорь меня: вон, в папке у меня – все мыслимые дипломы: пересчитай, когда будешь пыль вытирать. А тебе, так и быть, скажу: «пиаром» не пренебрегали даже самые жесткие и жестокие диктаторы. Закручивать гайки легче с маслом. А у нас – другая ситуация. Пусть с трудом, но строится правовое государство. Не без издержек. ЕГЭ – та самая издержка. И не надо обобщать. Понял?
- Понял. А можно еще вопрос?
- Валяй.
- А если они через этот ЕГЭ разведывают, как диктатуру потихонечку вводить. Мол, слопает народ? А заодно и обстановку накаливают, чтобы потом повод был всех построить.
- Где ты всего этого набрался? Вроде на митинги я тебя не водил, статей дурацких тебе на читал.
- Дык обычные умозаключения.
- Умозаключения! Разумстововался тут. И, вообще, вон из класса! Займись делом, аналитик.
Посрамленный, он уходит (обратно внутрь). А я почему-то задумываюсь. Не всем же пыль вытирать, кому-то и анализировать надо.
А мы еще раз всмотримся в лица ратных подвижников ЕГЭ.
На развитие сайта