Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: диктатура подкралась незаметно?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 879
  •  
    • 0

 

Вчера на сайте www.vesti.ru была размещена статья под названием «ЕГЭ подкрался незаметно». Речь в ней шла о том, что перед самым Новым Годом министр образования России Андрей Фурсенко решил явиться нашим  детям Санта-Клаусом с подарком в виде приказа о введении для поступления в вуз двух дополнительных обязательных ЕГЭ по профилирующим предметам, который он подписал. Еще 1 сентября выпускники-абитуриенты-2009 и их родители знали: нужно сдавать два обязательных экзамена – по математике и русскому языку, а форму экзамена по профилирующим предметам устанавливает вуз. Из этого и исходили, подбирая курсы, репетиторов, приобретая литературу. Полгода к этому и готовились.



Но неуемный министр неожиданно «смазал карту будня»: в соответствии с приказом набор вступительных экзаменов отныне определяют не вузы, а министерство. Сие, например, означает, что для поступления на химический факультет абитуриенту необходимо будет сдать в школе ЕГЭ по русскому, математике, физике и химии, а вузу остается только решить, является ли набранное им количество баллов проходным. Ну, еще 24 вуза получили право на дополнительные испытания. И 4 экзамена все равно придется сдавать – хоть ты тресни. И 4 месяца дано на подготовку, буквально с чистого листа. Ведь из-за того, что «экзамены на факультеты одной специальности в разных вузах теперь задаются департаментом и их набор неизменен, многим абитуриентам придется за оставшиеся месяцы выучить не значившиеся раньше в их личных списках предметы. Например, физику для поступления в медицинский или иностранный язык для учебы на соцфаке. Родители в ужасе, преподаватели отказываются брать дополнительных учеников». Так-то вот. 

 



Нельзя сказать, что социальный нарыв по имени «ЕГЭ» зрел совсем уж незаметно, и никто ничего не предпринимал. Да, интенсивная терапия, не говоря уже о попытках хирургического вмешательства, не осуществлялась. Но сразу с  момента озвучивания идеи ЕГЭ в самом начале столетия тогдашним министром образования РФ В.Филипповым, она стала предметом нешуточных дискуссий. По долгу службы мне тогда часто приходилось бывать в Минобразовании, и все это происходило на моих глазах. Несколько лет грозовое облако  маячило в виде аморфной перспективы и, казалось, до наших городов и весей не долетит. Мол, чиновными совещаниями с бумажными решениями все и  завершится, как у нас повелось. Но когда на должность министра заступил А.Фурсенко и выразил решимость перевести слово из трех букв  в дело, создав для этого целую федеральную контору – Рособрнадзор (ныне - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки); стало ясно, что мы имеем дело с «национальной» idea fix. А в современной  России, бесконечно далекой от какой бы то ни было революционной романтики, idea fix так просто не возникнет и уж, тем более, не воплотится в жизнь.

 



Так и в случае с идеей ЕГЭ: чтобы она стала материальной силой, Европейский банк развития и реконструкции (по мнению, некоторых экспертов, весьма одиозная организация) изыскал средства, на которые можно было бы целиком поднять отечественную систему образования. Естественно, ЕГЭ-машина завелась на полные обороты. В ответ усилилось сопротивление: Комитет по образованию и науке Госдумы, Совет Федерации, ректора ведущих вузов, Департамент образования г. Москвы, представители общественности – научной (среди ученых -  Нобелевские лауреаты), педагогической и родительской, журналисты, сами дети, составили оппозицию «инновационной» директиве Минобрнауки  В стране начались судебные процессы. Быть может, действия оппозиции не были достаточно скоординированы. Но  едва ли бы в ином случае их результат оказался бы успешнее. Составить противовес административному ресурсу, усиленному постоянными инвалютными траншами?. . .   В  результате мы имеем то, что, - уж простите, - имеют нас. 

 



Хорошо известно, что весь путь к ЕГЭ праведным не назовешь: он был вымощен правонарушениями, из которых  наименьшее – нецелевое использование средств руководством созданного при Рособрнадзоре центра по разработке контрольно-измерительных материалов. Почуяв неладное, В.Болотов, тогдашний руководитель Рособранадзора сам наслал на своих подчиненных прокурорскую проверку (об этом на сайте уже рассказывалось). И это было наибольшим, впрочем, чуть ли не единственным, вмешательством государства в дела конторы. Хотя нормальным и не «заинтересованным» людям ясно, что в масштабной «прокурорской проверке» нуждается вся ЕГЭ-кампания.  Столь же ясно, что этого, по крайней мере, в ближайшее время не произойдет. Первые лица государства давно уже дали ЕГЭ отмашку, а, оценивая  его, ограничиваются общими словами. А очень бы хотелось бы получить от президента и премьера развернутую оценку деятельности Минобранауки и Рособрнадзора. Правда, тот факт, что при последней перетасовке правительства А.Фурсенко удержался, а затем почувствовал себя даже увереннее, говорит о многом.  

 



Кстати, о «заинтересованных».  ЕГЭ материально поддержал многих нуждающихся. Трансевропейские транши и федеральная контора – только часть поддержки. Нынче ЕГЭ – это целая индустрия. Открытые по стране центры и центрики. Рабочие места для проверяющих, включая тех, кого удалили от дел по причине профессиональной непригодности. Горы подготовительной литературы. Всяческие курсы и. . .  репетиторы, репетиторы, репетиторы. . .  "Сто тысяч одних репетиторов". Последних инициаторы ЕГЭ поначалу обещали ликвидировать как класс, а теперь мы вряд ли удивимся, если Рособрнадзор начнет выдавать им лицензии. Путем введения ЕГЭ ликвидировать обещали и коррупцию в виде взяточничества в вузах. По крайней мере, обещание частично выполнено: взятки теперь несут не в вуз, а чиновникам, занятым организацией ЕГЭ на местах. Довольны почти все – даже торговцы на уличных книжных развалах. Не совсем рады такому счастью, правда, дети и их родители.

 


А что родители? Вытряхивают карманы на подготовку любимых чад и. пишут письма в Администрацию Президента РФ. А оттуда они переадресовываются в Росообрнадзор, откуда, в свою очередь, отвечают под копирку, как будто вместо человека поставлена программа: «Ваше беспокойство.  не является обоснованным. Введение ЕГЭ позволяет. . .(далее перечисляются достоинства)».  



Словом, от организаторов ЕГЭ можно ожидать всего. Но, по-моему, требование сменить формат сдачи экзамена за 4 месяца до нее – это уже перебор. И повод вновь обратиться к правовой стороне дела. Не говоря уже о том, что высшей инстанции госуправления образованием не к лицу уподобляться игрокам в крокет - героям Льюиса Кэрролла. Те, напомню, используя в игре фламинго вместо клюшек и ежей – вместо мячей, постоянно меняли ее правила. И в такой игре действительно сталкиваешься с массой чудес. В статье упомянуто о сдаче иностранного языка на соцфак. А как вы думаете, на какую специальность иностранный сдавать не надо? На таможенное дело! А вот, если в тебе сидит учитель ОБЖ, иностранный ты выучить обязан. Этот - другими словами не назовешь - идиотизм оформлен в официальном документе, что заставляет еще раз подумать над тем, какие кадры востребовала ЕГЭ-кампания. С языком, вообще, особая проблема. Понятно, что школа не сможет удовлетворить даже самого «невзыскательного» вузовского уровня сдачи экзамена. Для этого нужна серьезная реформа школьного преподавания иностранного языка. А какая может быть реформа, если выпускники соответствующих факультетов в педвузах не идут работать по специальности? Одно время в одном из престижных московских округов только 40%  учителей английского языка имели базовое образование. Надежда на то, что кризис подсократит в бизнесе корпус переводчиков с педагогическим образованием, и они, помытарясь какое-то время, придут в школы?  Но экзамен-то сдавать через 4 месяца, причем – на большинство специальностей. А репетиторы, как утверждается в статье, уже стонут от перегрузок.



И еще один нюанс, который кому-то может показаться не самым существенным, но мне видится очень важным. Сдача ЕГЭ для выпускника – это фактически первый взрослый, серьезный, ответственный контакт с государством. Конечно, детишки уже много о нем знают и относительно многого не питают иллюзий. Вот тут-то у государства – шанс «реабилитировать» перед подрастающим поколением, представ в его глазах в лице «ответственного взрослого». Эталона взрослости, на который можно равняться в будущем. А вместо него детей втягивают в крокетную игру без правил. Такая первая встреча с государством способна только морально развратить. И всякая патриотическая риторика, которую обильно сливают в уши наших детей, лишь усиливает горечь послевкусья от таких «встреч».


 
Кризис, инструментом создания которого является ЕГЭ, – лишь составляющая и, в известной мере, катализатор системного кризиса общества, переживаемого им на изломе двух столетий.  Чиновники от образования вносят свой посильный вклад в эту историческую «ломку», хотя по ее прошествии (а она обязательно пройдет) их славные имена постепенно выветрятся из памяти, как и ответы на вопросы ЕГЭ.


 
В каждом из нас живет простодушный обыватель. Без него – никуда: он и зубы с утра почистит, и ботинки перед выходом зашнурует. Но иногда этот внутренний житель бывает излишне тревожен. Вот и «мой» забеспокоился:



- Они там чего, не понимают, как им «пиар» создает этот самый ЕГЭ? А, может быть, им уже и наплевать на пиар? Все говорят, вон, диктатура в стране зреет.



- Послушай, куда ты лезешь? - осекаю его я. -  Твое дело следить за кислотно-щелочным балансом, и, короче, чтобы все было сухо и комфортно. И не позорь меня: вон, в папке у меня – все мыслимые дипломы: пересчитай, когда будешь пыль вытирать. А тебе, так и быть, скажу: «пиаром» не пренебрегали даже самые жесткие и жестокие диктаторы. Закручивать гайки легче с маслом. А у нас – другая ситуация. Пусть с трудом, но строится правовое государство. Не без издержек. ЕГЭ – та самая издержка. И не надо обобщать. Понял?



- Понял. А можно еще вопрос?



- Валяй. 



- А если они через этот ЕГЭ разведывают, как диктатуру потихонечку вводить. Мол, слопает народ? А заодно и обстановку накаливают, чтобы потом повод был всех построить.


 
- Где ты всего этого набрался? Вроде на митинги я тебя не водил, статей дурацких тебе на читал.



- Дык обычные умозаключения.



- Умозаключения! Разумстововался тут. И, вообще, вон из класса! Займись делом, аналитик.



Посрамленный, он уходит (обратно внутрь). А я почему-то задумываюсь. Не всем же пыль вытирать, кому-то и анализировать надо.


 
А мы еще раз всмотримся в лица ратных подвижников ЕГЭ. 

 

 


http://www.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2007/121/KMO_052377_00423_1_t208.jpg 

 

Виктор Болотов, руководитель Рособрнадзора в 2004 -2008 г., считается главным идеологом ЕГЭ

 


http://img.gazeta.ru/files2/2681940/gusl.jpg 

 

Любовь Глебова, сменила на посту в В.Болотова в 2008 г.

http://www.bel.ru/pics/news/2006/08/10/19860_47528.jpg 

 

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ

 

Все они, конечно, - только исполнители, хотя и высокопоставленные. На то, где следует искать вдохновителей, намекают результаты думского голосования в третьем чтении по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов». Закон, который, в частности, предусматривает, что ни в вузы, ни даже в техникумы не смогут поступить абитуриенты, получившие менее определенного бала по ЕГЭ, был принят депутатским большинством (о чем уже сообщалось на сайте).

Результаты голосования
[/justify][justify]
против законопроекта голосовали:

 

КПРФ – 98,2%;
«Справедливая Россия» – 89,5%;
«Единая Россия» – 0%;
ЛДПР – 0%.

 
Результат: принимается.
 
www.smolin.ru      
 
Что тут сказать человеку, даже если он  и не очень совместим с коммунистическими убеждениями? «Считайте меня коммунистом!».

 
Напомню, что  на сайте www.ctege.org  уже давно проводится голосование по вопросу о ЕГЭ, в котором можете принять участие и вы. Его результаты показывают, что между правящей «Единой Россией»  и, как уверяют, искренне доверившимся ей народом нет никакого единства по вопросу о Едином. . .  На данный момент результаты выглядят следующим образом:
 

 

Вы против ЕГЭ в 2009?

 

Нет, я не против

 

(4840)

 

Я против ЕГЭ

 

(29873)

 

Мне всё равно

 

(738)

 

От нас это не зависит

 

(4521)

 

Завершая, предлагаю для полноты картины проголосовать по тому же вопросу  на моем блоге. Спасибо.
По теме на моем сайте и окрест:




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Минобрнаука отзывает свой приказ
12-05-2011
Минобрнаука отзывает свой приказ

Чиновники утвердили расписание ЕГЭ в 2009 году
21-01-2009
Чиновники утвердили расписание ЕГЭ в 2009 году

Минобрнауки детализировало правило приема экзаменов в вузах
17-01-2009
Минобрнауки детализировало правило приема

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх