Мы уже размещали информацию, что после отчета о работе Правительства РФ в 2008 г. на внеочередном заседании Госдумы РФ 6 апреля докладчик премьер-министр В.Путин ответил на вопросы депутатов, касающиеся, в том числе, антикризисной поддержки образования и социальной сферы. Один из вопросов задал депутат, первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
Представляем вашему вниманию более подробную инфорацию об этом с сайта www.smolin.ru.
Смолин О.Н. Уважаемый Владимир Владимирович!
В принятом бюджете на 2009 год впервые за постсоветскую историю не предусмотрены средства на повышение зарплаты в регионах работникам бюджетной сферы вообще и педагогам в особенности. В результате разница в финансировании образования в расчёте на одного ученика резко выросла. И выглядит округлённо следующим образом по сельской школе. Саха (Якутия) – 62 тысячи. Московская область – 53 тысячи. А вот Омская область – 11 тысяч, а Амурская область, вообще – 9 тысяч рублей, разница более чем в семь раз. Однако право ребёнка на образование не может зависеть от региона, где он родился и оттого, насколько ему повезло или не повезло с губернатором, или президентом.
Вопрос: намерено ли правительство оказать финансовую помощь регионам в целях повышения зарплаты интеллигенции и защиты прав детей на образование и, в каком объёме? Спасибо.
Путин В.В. Олег Николаевич, знаете, вот на что не посмотришь, всё чего-то мы не додали, расходы увеличили на 70 процентов, а чего-то не додали везде. Да, это, конечно, странно, но, тем не менее, наверное, можно на проблему, на любую проблему посмотреть и с этой стороны.
Хотя, безусловно, разброс по уровням доходов в бюджетной сфере, он является существенным. Что касается федеральных бюджетников, вы хорошо знаете, мы в конце прошлого года увеличили фонд оплаты труда сразу на 30 процентов. А в регионах Российской Федерации такие же действия во многих регионах были проведены до принятия решения на федеральном уровне.
И я с вами соглашусь в том, что здесь нужна большая координация между федеральным центром и регионами. И отставать нельзя, но и вперёд забегать вредно, потому что, с социальной точки зрения, тоже людям очень трудно объяснить: вот федеральным бюджетникам повысили, а региональным, почему нет? Пойди, объясняй, что уже это сделано, всё равно уже ждут люди повышения и, в общем, правильно. Поэтому наши действия должны быть, безусловно, скоординированными с регионами. Это первое.
Второе. Что касается региональных бюджетников, то давайте не будем забывать, что мы всё-таки, ответственность, которая лежит на регионах не должны на себя полностью забирать, иначе там работать не будут. А по поводу того, что там денег не хватает: денег всегда не хватает, вопрос в выборе приоритетов, что важнее – построить какой-нибудь сарай и спилить там 20-30 процентов на строительстве, либо деньги отдать учителям и врачам? (Аплодисменты.)
Что касается нашей поддержки. Я уже сказал: триллион 200 миллиардов мы выделяем регионам Российской Федерации, имея в виду, что у них будут выпадающие доходы в связи с кризисом.
Более того, ещё 300 миллиардов мы выделяем дополнительно, в рамках этих, сначала планировали меньше, ещё 300 миллионов выделяем дополнительно, из них 150 миллионов на прямые дотации и 150 миллиардов, прошу прощения, ещё 150 миллиардов в виде кредитов бюджетных. Причём, если раньше мы выдавали подобные бюджетные кредиты сроком на один год, теперь будем выделять на три года. В целом такие объёмы с регионами согласованы, мы считаем, этого достаточно, достаточными эти объёмы.
А как определять приоритеты? Это уже должны решать на местах, и с них надо спрашивать.
Комментарий Олега Смолина к ответу Владимира Путина
Ответ премьера меня глубоко огорчил. По сути дела в нём повторяются известные высказывания министра образования и науки Андрея Фурсенко, что федеральное правительство не имеет к учителю никакого отношения.
На самом деле, согласно Конституции, федеральное правительство отвечает за проведение единой на территории Российской Федерации социальной и экономической политики, за равные возможности осуществления права человека на образование и за достойный уровень заработной платы педагогических работников.
Может быть, я сам виноват? Надо было, наверное, подсказать премьер-министру правильное решение вопроса, а именно - установление минимальных нормативов финансирования образования, обязательных на всей территории Российской Федерации. Тогда, возможно, то дикое неравенство в праве на образование и в оплате педагогического труда, которое существует в России, удалось бы существенно сократить.
Мы направили премьер-министру Депутатский запрос по этому поводу, может быть, его помощники с этим делом разберутся.
На развитие сайта