Десятиклассница из Санкт-Петербурга открыла неизвестный науке антибиотик

9.06.2009. Первый канал

Уникальное средство от одной из самых неприятных болезней томатов, бактериального рака, изобрела десятиклассница из Санкт-Петербурга. Раньше с заразой боролись только ядовитой химией. Школьница нашла экологически чистый препарат, сулящий переворот в защите растений от опасной инфекции.

Репортаж Дмитрия Витова.

Обнаруженное 16-летней школьницей лекарство способно бороться с бактериальным раком томатов: в результате этой инфекционной болезни растения покрываются черными точками и, в конце концов, погибают.

До сих пор во всем мире помидоры спасали при помощи химических средств, а юная жительница Петербурга нашла экологически чистый способ — антибиотик выделяют микроскопические грибы, для человека безвредные. Если открытие довести до промышленного производства, в сельском хозяйстве наступит переворот.

Юлия Потапова, ученица 10 класса гимназии № 498 Санкт-Петербурга: «Весь серый фон — это бактерии. Черные пятна — это диски фильтровальной бумаги. Белые промежутки — зона подавления роста бактерий».

Юля Потапова готовилась к Олимпиаде Десятиклассница из Санкт-Петербурга открыла неизвестный науке антибиотик по биологии, а сделала научное открытие. Десятиклассница обнаружила новый антибиотик.

Александр Берестецкий, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ВНИИ Защиты растений: «Это огромное практическое значение имеет! Потому что в России большинство используемых антибиотиков производятся за рубежом. Разработок крайне мало, особенно в области сельского хозяйства».

Все началось с обычного ученического реферата. Без него к участию в школьных Олимпиадах не допускают. Пересказывать чужие исследования Юле показалось скучным. И тогда вместе со своей учительницей она начала методично обзванивать все биологические лаборатории в городе.

Желание Юли поучаствовать в настоящем эксперименте ученые всерьез как-то не воспринимали. И только во Всероссийском Институте защиты растений доверили самостоятельную работу.

Александр Берестецкий, кандидат биологических наук, ст.научный сотрудник ВНИИ Защиты растений: «Это фитопатогенные грибы. Не плесень, а грибы, поражающие сорные растения».

Эти грибы разрастаются на сорняках, а вот культурные растения они способны лечить, но для этого из них требуется выделить антибиотик. Правда, чтобы найти лекарство хотя бы от одной болезни, надо из сотен вариантов подобрать подходящий гриб.

Юле для эксперимента выдали 32 разновидности гриба и один тип бактерий, которые вызывают у помидоров опасное заболевание — «черную пятнистость». И школьница погрузилась в рутинную работу лаборанта.

Порой на такие исследования ученые тратят годы, а ей повезло! Не прошло и месяца, как опыт показал, что жидкость, выделенная из грибов, над которыми работала Юля, способна замедлять развитие бактерий, значит, решили исследователи, в ней содержится антибиотическое вещество, которое в дальнейшем поможет в борьбе с бактериозами растений.

Ирина Силантьева, учитель биологии гимназии №498 г.Санкт-Петербург: «Конечно, можно сказать, что научное открытие ученого — это другой уровень. Но открытие ребенка — это тоже открытие! Хоть это другой уровень, учебное исследование. Но для него это впервые, и это он открыл!»

Результат этой учебной работы, действительно, может иметь большое практическое значение: от «черной пятнистости» ежегодно гибнут целые плантации томатов. Пока во всем мире с ней борются только с помощью небезопасных для здоровья химических препаратов.

Будет ли влиять новый антибиотик на людей и животных, еще предстоит выяснить: нужно повторить эксперимент, выделить чистое вещество, и самое трудное, наладить его промышленное производство. Тем не менее, ученые уже сейчас надеются, что одна из самых опасных растительных болезней будет побеждена.

Гость в студии – Светлана Игнатова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.

Ведущий: Какие культуры в средней полосе требуют закрытого грунта, парников и теплиц?

Гость: Помидоры, перцы, баклажаны, огурцы, тыква. Конечно, арбуз и дыня. Можно посадить их, чтобы корни были в теплице, а все растение вывести наружу, и они будут плодоносить в нашей зоне очень хорошо.

Ведущий: Где лучше поставить теплицу, парник? Как выбрать подходящее место?

Гость: Во-первых, место должно быть светлое и сухое, ни в коем случае не болотистое.

Ведущий: Каким материалом лучше укрывать теплицу, парник? Стеклом? Пленкой?

Гость: Знаете, мы проводили такую работу по помидорам, смотрели содержание сухих веществ, сахаров. И оказалось, что те плоды, которые выращены в пленочной теплице, на 15-20% более вкусные и содержат больше ценных веществ, чем помидоры, выращенные под стеклом. Но сейчас новый материал — полистирол, этот материал очень удобен тем, что если теплицу им накрыли, она может 15 лет простоять без потери качества.

Ведущий: Надо ли как-то готовить землю для теплицы или парника?

Гость: Земля, конечно, должна быть плодородной. Она должна быть удобрена. Она должна быть рыхлой. Нужно, чтобы ее было удобно поливать. В общем, конечно, она должна быть лучше, чем окружающая земля, несомненно.

Ведущий: Могут ли растения в теплице «запариться», перегреться?

Гость: Конечно. И очень часто это случается, особенно в пленочных теплицах. Ни в коем случае нельзя эти теплицы закрывать полностью. Они обязательно должны дышать. Особенно это касается помидоров. Лучше всего открывать боковые стенки теплицы где-то на 15-20 сантиметров.

Ведущий: Когда лучше всего поливать растения в теплицах?

Гость: Ранней весной поливать надо с утра, чтобы вода впиталась и вышла из теплицы. Но если жара будет очень сильная, то в этом случае нужно поливать на ночь. Важное уточнение: на ночь надо поливать только в том случае, если температура ночью выше 18-20 градусов. Если температура ночью падает ниже 18 градусов, то лучше поливать где-то часа в три-четыре дня, чтобы вода и впиталась, и с другой стороны не успела испариться. А утренний полив весь «улетает».

Ведущий: Можно ли в одной большой теплице разместить сразу несколько культур?

Гость: Можно. Но не всякие. Например, можно разместить вместе пасленовые культуры, такие, как помидоры, перцы, баклажаны. Но нежелательно сажать туда же огурцы.

Ведущий: Многих волнует вопрос, нужно ли искусственно опылять растения там, где нет доступа насекомым?

Гость: Если соблюдать оптимальный режим в теплице, то насекомые с большим удовольствием будут опылять растения. Для томатов опыление не столь актуально, но утреннее потряхивание кисточек очень полезно, потому что лучше завязывается. Потряхивать надо, примерно, часов в 10 утра, легонько потрясти, чтобы было видно, как сыпется пыльца. Если постукать по цветочку, то посыплется пыльца, и тогда будут крупные, красивые, прекрасные плоды.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА:

Под плёнкой овощи вырастают гораздо более вкусными, чем под стеклом. Но стекло, несомненно, долговечнее. Однако существует современный материал, полистирол, сочетающий в себе достоинства плёнки и стекла.

В теплице обязательно должна быть очень плодородная почва. Ведь при повышенной температуре идёт интенсивный рост, нужно много питательных веществ.

Парник лучше всего проветривать днём и закрывать на ночь, но если уезжаете на всю неделю, то обязательно оставляйте щёлочку, иначе растения перегреются.

В одной теплице трудно ужиться так называемым тыквоцветным — огурцам, дыням, арбузам, и паслёновым — помидорам, перцам, баклажанам.

www.news.mail.ru