Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » ЕГЭ: форма контроля и способ обучения

ЕГЭ: форма контроля и способ обучения

  • Закладки: 
  • Просмотров: 774
  • печатать
  •  
    • 0

Предлагаем вашему вниманию две статьи Людмилы Кожуриной, опубликованных в последних номера газеты "Первое сентября". Первая из них увидела свет еще до подведения итогов ЕГЭ-2009, а вторая - уже после.

Только страх ошибки знают. . . 

О чем могут рассказать ответы на задания ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам

<!--

Часть 2

-->

Скоро придет день, когда выпускникам школ вручат свидетельства с результатами сдачи единого госэкзамена. Сегодня самые обсуждаемые в официальных кругах темы – объективность оценок, оздоровление обстановки вокруг экзаменов, положительное влияние ЕГЭ на судьбы выпускников.
А в семьях и школах говорят о другом: о перегрузках «три ЕГЭ за неделю!», о провокационных заданиях, о непосильности испытаний даже для среднего ученика. Сетуют: выбора нет.


Но в том и коварство, что в учительском сознании слово «ЕГЭ» означает не только форму контроля, но и способ обучения. Пока то и другое в конфликте. И от того, чья возьмет, зависит будущее нашего образования.

«В саду были вишневые деревья или яблони или груши»

Это предложение – задание из ЕГЭ по русскому. Надо правильно расставить знаки. Для этого, как известно, надо понять, о чем говорится в предложении. В таком-то вот предложении?


Всероссийский центр изучения общественного мнения, проверивший грамотность россиян по вопросам ЕГЭ, констатировал: хуже всего дела обстоят именно с запятыми. Смысл, основу выявить не получается. Не потому ли, что смыслы и основы КИМов вытеснили из сознания все иные?


Тебя ловят: «Указать пример с ошибкой… найти грамматически неправильное предложение… пример неправильного объяснения постановки знака препинания». Фактически провоцируют, ведь «грамотность вырабатывается в том числе и благодаря чтению, а благодаря чтению текстов с ошибками вырабатывается неграмотность», утверждают специалисты.


Тесты ЕГЭ, где из четырех ответов один правильный, изобилуют неправильностями, и если учесть, что весь последний год ученики только и делают, что «проходят» тесты, можно представить, насколько уплощается их восприятие можно/нельзя.


Школьница говорит корреспонденту местной газеты: «Если бы была возможность выбрать ЕГЭ или сочинение, я бы выбрала ЕГЭ, оно (употребление респондента и издания. – Ред.) все-таки легче для тех, кто тренировался».

«Контрольно-измерительные материалы в этом году индивидуальны»

Это заявление главы Рособрнадзора многократно цитировалось, несмотря на то, что слово «индивидуальный», означающее «свойственный данному индивидууму», употреблено здесь не к месту. Точнее бы сказать – задания персональные, разные. Еще точнее – кому как повезет. «Это просто кошмар, – пишет ученик, – текст попался про какие-то «космические просторы, которые бороздят». Ужас».


Читая послеэкзаменационные записи в блогах учеников и учителей, экспертов, проверявших часть «С», можно удостовериться: проявить индивидуальность иначе как реакцией на уже произошедшее в рамках ЕГЭ невозможно.


«Третий год проверяя ЕГЭ по истории, я замечаю, что значительная часть школьников, явно мало что знающих в истории, суют в ответы к месту и не к месту три вещи: указ о вольных хлебопашцах, выход из Лиги Наций и Лорис-Меликова. В чем дело? Как-то особенно красиво звучат эти словосочетания, раз так надежно оседают в памяти?»


Эксперты собирают курьезы, их впечатляет путаница, царящая в головах «свободно» пишущих детей, лихорадочное стремление воспроизвести обрывки умных фраз и как результат – общая неустроенность, порой бессмысленность высказываний.


«Сироты, от языка отлученные, – пытается определить ситуацию учитель-филолог, – ни себе, ни языку не верят, только страх ошибки знают».

«Мало осталось мест, где не побывала человеческая нога»

Разрушение целостности – это и философия, и методика, и продукт ЕГЭ: части, версии, варианты.


Фрагменты исторического калейдоскопа: «Люди не хотели покидать свои дома и поэтому подожгли Москву. Конечно, Суворов не ожидал такого поворота событий и окончательно был сбит с толку… Опричнина, любимая жена Ивана Грозного… Между США и СССР была железная война». Ощущение – человек в курсе слов и названий, но совершенно далек от культурных смыслов. Это почти как в учебнике: «После контрнаступления под Москвой Красная Армия перешла в логово врага» – только в учебнике части предложения находятся в разных параграфах. Почти как у Льва Гумилева: «русско-татарское иго», только бессознательно сказано. Почти как учитель говорил: «Когда французы начали отступать, наши погнались за ними, и простой народ увидел, как живут разные страны». Или в точности так, как слышал на уроке: «Япония приникла к Антанте».


Человека учат «обогащать свою память знанием всех тех богатств…», он и обогащает: «Я в корне согласен с рассказчиком». Притом ничего «такого» в этой фразе не чувствует.
Нельзя сказать, что большинство детей воспроизводят чужое столь же неудачно. Как раз наоборот, делают это мастерски, чем и поддерживают иллюзию полного благополучия в системе.

«Мы подавляем наш огонек внутреннего мира»

Правда, новация с «индивидуальными КИМами» многих в этом году подкосила. Учителям было неоднократно сказано: «Штампованные фразы будем засчитывать за ошибку». Это распоряжение ушло в классы и своеобразно преломилось в головах учеников.


Фразеологизмы пошли вразнос: «Ломоносов стал выбиваться в общество… (ведь «выбиваться в люди» – штамп) … В этом тексте автор более упирается как бы на развитие мира (ведь «автор рассуждает о…» – банальность)… Все мы, находясь под властью общества, являемся серой мышкой, которая все время прячется в своей конуре (ведь просто «серая мышка» – слабо сказано).


Кидаясь по команде то в одну сторону лабиринта, то в другую, не имея права на собственный путь, изнуренный ученик пишет, махнув рукой на здравый смысл: «В тексте встречаются эпитеты, с помощью их автор пытается убедить нас в том, что не надо сбегать с уроков» – разве без спецподготовки такое скажешь? Или такое: «Мечты всегда должны быть адекватными, не выступать за рамки закона».


Впрочем, своеволие языка пробивается и через такую запруду, как ЕГЭ. Удивительно, но учениками написано: «Слабые люди не имеют слабости, слабость – удел сильных» – максима, достойная Ницше или Шопенгауэра. Или вот, совершенно по-розановски: «Человек начинает жить течением жизненных забот». И это вполне точно: «В наше время человек делает вид, что чего-то хочет». Это тоже: «Даже самый маленький опыт – колоссальный».
Но все это, в машинной логике ЕГЭ, – ошибки, маргиналии, мусор.

<!-- Окончание текста --><!--begin of TopList-->

Первое сентября. № 11. 2009

«И в стране началось столыпинское движение. . .»

Заметки экспертов на полях части «С»

Лето в разгаре, если кто не заметил. Аттестаты выдали, справки двоечникам выписали – и в отпуск! А общие отчеты, видимо, писать рановато: как говорят в Рособрнадзоре, «отличные работы будут перепроверены, потому что в результате перепроверки объективность оценки 100-балльных работ не подтверждается». Вот как. Председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгений Бунимович тоже сомневается: «2,2% школьников, которые не получат аттестат, – это очень маленькая цифра. Я думаю, что реально школьной программы не знают где-то четверть выпускников».

К слову, 2,2% – это 20 тысяч реальных людей. И еще их родители, учителя. После такого подарка министерства вопрос: «К чему готовить детей начиная с сентября?” – для учителя становится назойливей июньских комаров. Ведь ЕГЭ – закрытая система, обратной связи учителю не дает. Возможно, эксперты, проверявшие в этом году часть С, помогут что-то понять…

Совмещения персон самые неожиданные. . .

Преподаватель вуза рассказывает:

– Проверил три сотни егэшных работ по истории. Статистика по одному проверяющему (то есть по мне) примерно такая: семь из трехсот оценены по максимальному баллу. Что касается большинства, выписал несколько листков разнообразных шедевров, да оставил их в зале проверки. В памяти остались только мелочи вроде «восстание Спартака Разина» или «Багратиона любили за то, что он организовал операцию «Багратион» (так назвали Тарутинский маневр)». Вообще я прочитал около сотни работ, в которых объяснялось, почему не любили Барклая, а любили Багратиона. Неужели это такой важный для проверки знаний вопрос?

Какой-то школьник, отвечая на вопрос про перестройку, процитировал Горбачева: «Гласность – это чистый воздух, в котором только и может функционировать здоровый социалистический организм». Я удивился, а придя домой, открыл материалы XXVII съезда КПСС и обнаружил там в точности эти слова. Бедные школьники, они заучивают наизусть какую-то ерунду, но не отличают Отечественную войну 1812 года от Великой Отечественной войны. Огромное большинство пишут, что полководцами войны 1812 года были Кутузов и Жуков. Я бы с интересом поговорил с этими ребятами: как у них это в голове распределяется? Они это видят как нападение на Россию некой объединенной нацистско-французской армии? И какая там была иерархия  – Наполеон был генералом у Гитлера или Гитлер ефрейтором у Наполеона? И ведь это пишут дети, которые захотели сдавать историю: «В СССР страна развивалась по плану. П.А.Столыпин как-то за смену в несколько раз превысил план, и в стране началось столыпинское движение».

В самом деле, спутать Александра Невского с Александром Македонским на Ледовом побоище нетрудно, ибо карусель дат, фактов, имен вскружит голову хоть кому, а на «проживание» исторических ситуаций нет ни минуты, надо бежать на следующий аттракцион. Эксперт по литературе удивляется: «Примеры наподобие этих можно выписывать из каждой работы: стихотворение «Шардане ты моя, Шардане» написано Маяковским… Чацкий в литературе является признанным сумасшедшим… В пьесе полгода хорошо описывается обстановка, потом плохо… Кто он? Тварь ходячая или наоборот… Христа он показал лишь в конце и мать его, Марию Магдалину».

. . .и рассказывать обществу об этом лучше не надо

Нескучно было и экспертам части С по русскому языку, особенно при оценке по критерию «комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отношение к поставленной проблеме, констатация ее важности, актуальности, необходимости осмысления данной проблемы». В том-то и дело, что есть и отношение, и констатация важности – но можно ли за это поставить хотя бы 1 балл?

«Я видел в жизни многое, некоторых людей надо учить и прилагать хоть немного рукоприкладства. Каждый день, идя со школы домой, мы видим, как увядает наше общество. Надо уничтожить эту псевдокультуру, хотя она нам и нравится. Для кого-то «прекрасное» – это Минаев «The Тёлки», а для кого-то – Тургенев «Тихий Дон»… Взять хотя бы произведение Гончарова «Обломов» – невольно вспоминаешь обрюзгшего, растолстевшего Плюшкина… Человек с помощью каких-либо действий совершает неприличные поступки. Например, мусорит в заведении, которое потом убирает уборщица и не понимает, как можно быть такой свиньей. Делая вывод по данному тексту, я смело скажу: «Культурой в основном пользуются умные люди, и в этом ее трагедия»… Вот все, что я могу сказать, согласиться или дать свое мнение по этому тексту».


Эксперты рассуждают о математике: «Ведь как выглядел нынешний ЕГЭ? Часть А, не решить которую мог только полный дегенерат, и часть В, которая была труднее, чем в прошлые годы, за счет рутинного счета. Тем не менее ЕГЭ по математике не сдали 6,8% российских школьников. При минимальном количестве баллов 21 (из ста)! Грубо говоря, через «единицу» перешагнул – и вот тебе аттестат. Это всего лишь четыре решенные задачки из А или В. А вот за семь задачек уровней А или В дают уже 30 баллов. За девять задачек аналогичных уровней – 35 баллов. Итак, за одно задание ставят 7, за два – 12, за три – 17 баллов. «Объективность» ЕГЭ по математике в этом году надо понимать так: общество не может на треть состоять из недоучек, то есть, может, оно и состоит из них, но рассказывать об этом обществу не надо».

Если бы их спросили

Экспертов для проверки части С по стране тысячи. Но собрать их экспертные заключения вместе, проанализировать  – это отдельная работа. Спросить их совета  – еще одна. Этого не делается. Но в нашей почте кое-что есть:


«Год от года работы детей слабее. Мне кажется, что если в ближайшие годы какой-нибудь добрый волшебник из образовательного ведомства не отдаст волевой приказ – немедленно освободить учителей от тонн ненужной бумажной отчетности, дабы они могли заняться преподаванием своих предметов на уроках, все будет еще хуже».
«Всем нужны высокие результаты. А результаты низкие, значит, пора отказаться от вычерчиваний графиков воспитанности, таблиц по здоровьесбережению и прочей ерунды, которой занимается современная школа. В нашем регионе новый начальник образования уже отдал приказ, чтобы для аттестации на высшую категорию учителям засчитывались только курсы повышения квалификации по предмету».

«Человеческий фактор при проверке знаний никакая система не отменит. Но трагедия в том, что ЕГЭ отменяет человеческий фактор при обучении. Создавая адекватную аттестационную систему, мы уничтожаем образование».

<!-- Окончание текста --><!--begin of TopList-->

Первое сентября. № 12. 2009

По теме на сайте и окрест:

Кампания под лозунгом «…Плюс ЕГЭизация всей страны» в «минусах» (новостная рассылка Владимира Кудрявцева)Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: образ темного царства в мутном зеркале (заметки на полях "круглого стола" в Госдуме)Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика 

ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким? 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Кто если не он, какой угодно…(цитата недели)
18-08-2013
Кто если не он,

Последний из Генеральных. Памяти Бориса Чертока
14-12-2011
Последний из

Шаурма как последний бастион битвы за Москву
10-11-2010
Шаурма как

Первый обязательный ЕГЭ оставил без аттестатов 21 тыс. выпускников
15-06-2009
Первый обязательный

Синергетика и психология
20-01-2009
Синергетика и

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх