Президент Медведев поддержал идею введения более дробной системы оценок знаний в школе. Педагоги, опрошенные GZT.RU по разному оценили перспективу перехода к 10-ти или 100-балльной системе отметок.
В понедельник 5 октября во время встречи главы государства с учителями в Москве один из преподавателей отметил, что необходимо ввести 100- или 10-балльную систему оценки, поскольку существующая система необъективна.
«Это неплохая идея, нужно подумать о более дробной оценке знаний в школе», – цитирует президента. РИА Новости.
«У нас трехбалльная система, а не пятибалльная»
«Я солидарен и с этим безымянным учителем, и с президентом. Начнем хотя бы с того, что у нас нет сейчас 5-балльной системы отметок. У нас есть трехбалльная: отметки “единица” и “двойка” у нас фактически не ставятся», – заявил GZT.RU Ефим Рачевский, заслуженный учитель России, директор московской школы «Центр образования №548»
«А еще в системе российского образования как таковые отсутствуют нормативы по отметкам. Ранее ведь были методические материалы, рекомендации (которые десятилетиями не менялись), как выставлять детям оценки. Последние почти 20 лет они не работают, они забыты», считает г-н Рачевский.
Сергей Комков, президент общественной организации «Фонд образования РФ» заявил GZT.RU, что «5-балльная система – классическая в русской школе. И не стоит забывать, что система образования – консервативная»
«Как мы будем пересматривать ее? Эксперимент с ЕГЭ мы уже запустили. Все запутались в этих 100 баллах. Не говоря уже о родителях. Вот придет ребенок домой, а у него оценка “43” по математике. Это как: удовлетворительно, или хорошо. Что нужно сделать родителям: подтянуть свое чадо или вздрючить его. Для того, чтобы разобраться в этом, нужно поменять систему мышления», – считает Комков.
К 100 баллам ЕГЭ уже привыкли
«Каждая система имеет право на жизнь. Как мне кажется, к 100-балльной шкале в ЕГЭ уже привыкли», – не согласен с Комковым Ефим Рачевский.
«Сейчас с отметками все очень субъективно. Недавний опрос учителей дал интересные цифры. Их спросили: “вы оцениваете, то чему учите сами?”. 68-70% отвечали, что да, именно то, чему учим сами. Но это неправильно: дети сейчас узнают много из интернета, из книг, от родителей, в конце концов, ходят на дополнительные кружки и занятия», – объясняет Рачевский.
Ефим Рачевский уверен: «все понимают, что в системе отметок очень тесно: все эти “три с минусом” и “четыре с плюсом” говорят сами за себя».
«Каждая школа может принять свою шкалу оценок»
«Кстати говоря, каждая школа имеет право по федеральному закону “Об образовании” принимать в своем учебном заведении собственную систему отметок. Я знаю используют, 10-балльную, 12-балльную и 100-балльную. И в этом вся коллизия. К нам в центр недавно приехал парень из Екатеринбурга, у него была 12-балльная система. И его “11,5” по математике вызвали много вопросов у наших учителей. Так что я считаю, что воля президента должна быть на то, чтобы привести систему к единому знаменателю», объясняет г-н Рачевский.
Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы, председатель комиссии по образованию, сам школьный учитель, считает, что «нужна внятная стратегия образования, а внутри нее уже потом менять систему шкалирования оценок»
«Безусловно, советская трехбалльная, а не пятибалльная система устарела. Но сейчас более важные проблемы. Например, ЕГЭ – как раз та самая дробная система, так что же, сколько критики вылилось на этот экзамен. Поскольку он несовершенен не по причине шкалы оценок», заявил GZT.RU Евгений Бунимович.
«Господин президент, займитесь образовательными стандартами»
«У нас до сих пор самый либеральный в мире закон “Об образовании”. Но на практике только отдельные яркие звездные школы вводят свои системы оценок. На деле все работают по советской шкале. А по закону можно и учебники разные использовать, так где это видно», – считает Бунимович.
Педагог и руководитель Рачевский тем не менее в своем центре использует классическую систему, хотя лет шесть назад и пробовал перейти на другую. «Тогда с этой нормативной путаницей не смогли объяснить тем же родителям: “46 по математике – это сколько”. Также как в 90-х, никто не знал, а миллион двести тысяч рублей – это сколько по деньгам», – вспоминает директор.
«Вот сейчас президент сказал. И что теперь: заставь дурака Богу молиться, он весь лоб расшибет. Сейчас, вот увидите, все бросятся лбы расшибать. У нас с 1992 года не менялись образовательные стандарты для средней школы. Господин президент, займитесь лучше этим», – добавил Сергей Комков.
Начнем с того, что речь идет не об оценках, а об отметках. Психологам хорошо известно, что это - разные вещи. Отметка - прерогатива учителя, а оценка - прерогатива ученика. Оценка - это, помимо всего прочего, понимание того, за что ставят отметки, т.е. она всегда предполагает самооценку. Вслед за В.В.Давыдовым я ратую за безотмеченую, хотя и (само)оценочную систему обучения. Эксперимент, проводящий на базе школы "Лосиный остров" № 368 г. Москве, научное руководство которой я осуществляю, лишний раз демонстрирует преимущества такой системы. Но для того, чтобы она стала массовой, нужно в корне менять более широкую систему - российского образования.
Владимир Кудрявцев
См. также тему в Форуме:
Отметка и оценка в развивающем обучении
На развитие сайта