По экзетпулу, проведённому «Левада-центром», результаты выборов в Москве должны были выглядеть примерно так: «Единая Россия» – 45%, КПРФ – 18%, «Яблоко» – 13%, «Справедливая Россия» – 10%-11%, ЛДПР – около 8,5%, «Патриоты России» – около 4%.
В итоге оказалось: «Единая Россия» – чуть более 66%, КПРФ – чуть более 13%, все остальные не дотянули до 7%. Разница радикальная. Как считают практически все партии, кроме «Единой России», был произведён грандиозный вброс бюллетеней в её пользу, в результате в чём-то даже перестарались. Например, хотели, чтобы Жириновский прошёл в Московскую городскую думу, а вбросили так много, что опустили его результат ниже 7%.
Любой человек, хоть сколько-нибудь понимающий в политической науке, знает, что если в законодательном органе 90% мандатов достаётся одной партии, это говорит о том, что режим не имеет ничего общего с политической свободой и демократией. Чем более свободным и демократическим является он, тем, как правило, меньше разрыв между правящей партией и оппозицией. Здесь правящая партия набрала 91,5% мест, 32 из 35-ти. Москва успешно догнала Чечню, о чём я глубоко сожалею.
Я всегда думал, что в России остаются зоны, хотя бы очень относительной политической свободы, и всегда считал, что Москва принадлежит к числу таких зон. Теперь с этой иллюзией придётся расстаться.
Я во время подсчётов голосов в Москве отсутствовал, но все, кто в этом участвовал, говорят, что нарушения были беззастенчивые. Если был один наблюдатель, то даже при нём вбрасывали бюллетени в урны; во многих урнах, особенно тех, что были на выезде, бюллетени в пользу «Единой России» были уложены аккуратными стопочками; в тех случаях, когда наблюдатель пытался проявлять характер, вызывали милицию. По мнению наблюдателей от КПРФ, была задействована так называемая «карусель», когда появлялись автобусы, подвозили одних и тех же людей с открепительными талонами, вписывали их в списки, и они голосовали. На 7 часов вечера радио «Эхо Москвы» сообщило, что в Москве проголосовало 25% избирателей, на 8 часов выяснилось, что проголосовало уже 35% граждан, т.е. всего за один час количество проголосовавших увеличилось на 10%.
Скорее всего, это связано с тем, что на кону, как многие считают, стояла судьба мэра Москвы Юрия Лужкова, но чем вся эта история закончится, сказать сложно.
КПРФ подтвердила репутацию единственной партии, способной хоть в какой-то степени выдержать это массированное давление. Больше никому это не удалось.
Компартия объявила о намерении опротестовывать результаты выборов. Будут поданы документы в судебные органы, но надо сказать, что по результатам прошлых выборов, даже в некоторых случаях нарушения были признаны, кто-то даже условно был осуждён, но меня удивляет позиция наших европейских коллег. На словах они ратуют за политическую свободу в России, но Страсбургский суд до сих пор не рассмотрел жалобу на результаты выборов 2003 года!
Когда нет экономического интереса, считают: пусть русский медведь делает всё, что угодно.
При этом я абсолютно уверен, что надо ходить на выборы, игнорировать их и портить бюллетени – не результат. Сейчас у нас отменена не только графа против всех, но и минимальный порог явки. Теоретически на выборы в Госдуму может прийти один человек и избрать 450 депутатов – нарушением закона это не станет. Убеждён, что если бы в Москве на выборы пришло не 25%, а 75% избирателей, и все, кроме истинных сторонников «Единой России», проголосовали бы за другие партии, подтасовать результаты до такой степени было бы невозможно. Проблема наша в том, что мы не пользуемся даже теми возможностями, которые оставляет нам выборная система.
Полный текст - на сайте Олега Смолина.
На развитие сайта