02 Июня 2010
Многочисленные обращения от образовательных организаций – школ, учреждений дополнительного образования, вузов, техникумов, институтов повышения квалификации по поводу получения статуса федеральной инновационной площадки – еще одно подтверждение того, что наши усилия по созданию инновационных сетей действительно необходимы. Недавняя, еще не завершившаяся шумиха относительно казенных, бюджетных и автономных учреждений – лишь малое свидетельство того, что практика инновационных школ должна получить необходимое нормативное закрепления. Умеешь быть свободным и рисковать – стань автономным, не умеешь – верный путь в статус казенного учреждения.
Но подобного рода ситуации, когда инновационная практика должна получить соответствующее правовое закрепление, появляются далеко не только в отношении свобод в управлении образовательными учреждениями. Нужны свободы и в области получения разных образовательных результатов, и в выборе образовательных технологий, и в развитии взаимодействия с социальными партнерами. Нужен механизм институционального оформления той практики, которая подтвердила свою результативность и жизнестойкость.
Как стать федеральной инновационной площадкой, чтобы институционально обеспечить распространение инноваций, уже получивших признание и возможность более широкого распространения? Как обеспечить устойчивое изменение нормативной базы, порой мешающей реализовать новые идеи, направленные на создание качественного образования? Как, наконец, продвинуть новые, еще не реализованные в отечественном образовании модели образования?
Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218, предусматривает два возможных варианта получения статуса федеральной инновационной площадки.
Первый – инициативный. Любая образовательная, научная организация или объединение организаций могут подготовить и направить в специально созданную Комиссию по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования заявку на присвоение статуса федеральной инновационной площадки. Экспертизу такой заявки будет проводить организация, отбирающаяся на конкурсной основе в рамках Федеральной целевой программы развития образования. По результатам экспертизы комиссия подготовит министерству предложения о присвоении (или отказе в присвоении) статуса федеральной инновационной площадки, которые будут утверждены приказом министерства.
Учитывая всю сложность централизованной экспертизы инициативных заявок по всем уровням образования, с этим вариантом пока решили повременить. Здесь много и подводных камней, и ряд пока еще не решенных организационных вопросов. Такой вывод сделала упомянутая выше комиссия на своем заседании 21 апреля.
Но есть и второй вариант – присвоение статуса федеральной инновационной площадки по представлению структурных подразделений министерства из числа организаций, участвовавших в выполнении проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Это могут быть как непосредственно организации, выполнявшие работы в рамках ФЦПРО, так и соисполнители работ. При этом в заявках, отчетах исполнителей работ должны быть зафиксированы результаты выполненной данной организацией работы.
Но главным условием в этом случае является востребованность результатов работы инновационной площадки структурными подразделениями министерства – получение по итогам ее работы проектов нормативных, методических документов, конкретных предложений по внесению изменений в федеральное законодательство и других полезных документов. Эти результаты должны быть направлены на развитие отечественной системы образования и соответствовать основным направлениям государственной политики в данной сфере.
Какие шаги нужно осуществить организации, которая намерена подать заявку в 2010 году на присвоение статуса федеральной инновационной площадки?
Организации, желающей получить статус федеральной инновационной площадки в 2010 году, необходимо:
При оценке представленных организацией материалов комиссией будут учитываться:
– соответствие предлагаемого проекта направлениям государственной политики в образовании;
– востребованность результатов реализации проекта структурным подразделением Минобрнауки России;
– опыт работы организации в данном направлении;
– выполнение (участие в выполнении) аналогичных работ в рамках ФЦПРО на 2006–2010 годы;
– возможность получения результатов, выходящих за рамки обязательств и имеющих опережающее значение для развития системы образования.
Формы представлений и критерии их оценки, а также критерии эффективности реализации проектов федеральных инновационных площадок будут размещены на официальном сайте министерства после утверждения их комиссией в срок до 1 июля 2010 года.
По итогам рассмотрения комиссией представлений департаментов приказом министерства будет утвержден перечень федеральных инновационных площадок.
По теме на сайте:
Инновации в российском образовании: есть ли у них будущее?
На развитие сайта