Накануне сдачи ЕГЭ Общественная палата (ОП) открыла телефонную «горячую линию». Число звонков перевалило за несколько тысяч. Как рассказала член ОП Любовь Духанина, многие пытались получить информацию о нововведениях в процедуре экзамена. Например, время на выполнение заданий в этом году сократили с четырех до трех часов, и некоторые ученики не успевали переписать ответы в бланк. А черновики с этого года не вкладываются в конверт с работой и не могут послужить свидетельством, что ученик знал ответ.
Одновременно Рособрнадзор выпустил специальное предупреждение для школьников, желающих получить с помощью sms-рассылки информацию о результатах сдачи экзамена. На некоторых сайтах в интернете обещают прислать эти сведения, если школьник отправит sms стоимостью сто рублей.
В ведомстве заявили, что эти услуги – мошеннические. Каждый регион самостоятельно решает, как оповещать участников об индивидуальных результатах экзамена. Эта информация должна предоставляться бесплатно.
«Рособрнадзор просит выпускников проявить терпение и спокойно готовиться к сдаче следующих экзаменов», – сообщил помощник главы ведомства Сергей Шатунов.
Очевидно, что интернет-мошенники пытаются заработать на общей нервозности, на неуверенности, а они – особенно если учитывать недостаток знаний о процедуре ЕГЭ – очень велики. Процедура каждый год меняется, и выпускники всякий раз чувствуют себя незащищенными; отсюда – спрос на услуги мошенников, который не отменить никакими специальными сообщениями Рособрнадзора.
Незащищенность выпускников не просто слова; в Москве после сдачи экзамена покончил с собой ученик. Министр образования и науки Андрей Фурсенко выступил со специальным заявлением: «Напрямую связывать эту трагедию с ЕГЭ непорядочно. Самоубийство – трагедия, выходит за рамки такой конкретной вещи, как сдача экзамена. Гораздо более страшная здесь вещь – что в нужный момент взрослые не смогли вовремя поддержать ребенка».
Конечно, министр прав: не зная всех обстоятельств, делать выводы нельзя.
Однако можно и нужно учитывать, что процедуру сдачи все время ужесточают, назначают наблюдателей, требуют отключить телефоны; у выпускников – нервозность, растерянность, непонимание. ЕГЭ придуман для неких абстрактных человеческих единиц или для живых людей с их возможными слабостями, трудностями, невыученными уроками? Как потом людям в школе смотреть в глаза друг другу, что говорить родителям?
На такие вопросы организаторы ЕГЭ не отвечают. И может быть, не случайно поэтому доля россиян, которые негативно относятся к единому экзамену, возросла, как показывают опросы, вдвое с 2002 года: с 21% до 43%. И вряд ли она будет понижаться, пока экзамен будет требовать напряжения, выходящего за пределы ситуации учебы.
Первое сентября. 2010. № 11
На развитие сайта
|
|
|