Вторая часть второго дня в Астане была заполнена дружеским и родственным общением.
Если вы гостите в Казахстане, то должны быть готовы к тому, что обедать или ужинать вам придется по 2, а то и по 3 раза в день. А иногда и обедать, и ужинать. И то, и другое может оказаться «неожиданно полноценным» даже по старым русским меркам (если читали, вспомните рассказ А.П.Чехова «Глупый француз»). А принять символическое участие в застолье – мол, я только чайку попью, - не удастся, даже не пытайтесь. Так принято в традиционных казахских устоях. В ваш дом пришел странник, которого вы можете и не знать, - первым делом его нужно накормить (ведь он мог долго странствовать по степи), а потом уж расспрашивайте, кто он и зачем… По-моему, это прекрасно. Говоря на языке гуманистической психологии Карла Роджерса – презумпция безусловного принятия, после которого отношения между людьми складываются совсем по-другому.
Но проблемы это не снимает. Я имею в виду то, что один американский профессор, специалист по Казахастану, шутя, назвал «террористическим гостеприимством». Ясно, что речь не о самом по себе великом радушии хозяева, а об ударе, наносимом далеко не самой легкой, обильной, хотя и очень вкусной пищей по пищеварительной системе. Тут нужна подготовка. Впрочем, в этом «терроризме» есть свой плюс – смягчение действия алкоголя, без которого не обходится казахский дастархан (стол, скатерть).
Первый дастархан нас (в составе: Галина Градосельская, Гульшат Уразалиева, Айгуль Абилова и ваш покорный) ожидал в доме наших добрых друзей Сарсена и Амины Тынышбаевых.
Новоиспеченный доктор социологических наук Амина Тынышбаева (о ней я уже рассказывал).
Сарсен Тынышбаев - тоже доктор, но по профессии. Причем, доктор известный в Казахстане. Возглавлял центр профилактики и борьбы со СПИДом в Астане, работал главврачем в ряде областных больниц. Сейчас у него частная рефлексотерапевтическая клиника.
Вид с балкона. Такими особнячками на первом этапе своей "столичной" истории была застроена вся Астана (бывш. Целиноград). Сейчас особнячки идут под снос, уступая место современному многоквартирному жилью. Хозяева-индивидуалы не в накладе: компенсация такова, что от нее невозможно отказаться.
Даже меня, кахаского жезде (зятя) с двадцатилетним стажем, к тому же с детства привыкшего к восточной кухне, к плову, мантам, куырдаку, лагману (как-никак, мама родилась в Ташкенте, а ее няня, которая стала мне бабушкой, как раз и занималась дома готовкой) вид превосходного бешбармака авторства Амины поверг в некоторые раздумья.
Айгуль и Галя.
Казы (конская колбаса) - неотъемлемая составляющая казахского бешбармака. Казы на столе Амины и Сарсена - всегда отменные. Вообще, астанинские и карагндинские казы считаются лучшими. Во всяком случае, степные казы, действительно, отличаются особой нежностью от тех, что подают на юге, сделанных из мяса, которые лошадки нагуливают на джаляо - горных пастбищах (приношу извинения вегетарианцам).
В подтверждение моего самого первого тезиса, из гостепреимного дома Сарсена и Амины дальнейшая дорога вела в ресторан "Турфан" (восточная кухня, разумеется). Туда нас пригласила наш друг очаровательная молодая женщина, фантастически энергичный и творческий исслелователь-социолог и талантливый организатор Бота Ракишева, директор Института сравнительных социальных исследований ЦЭСИ-Казахстан, издатель журнала "Международные исследования: Общество. Полтика. Экономика" (в центре). Слева - ее коллега Евгений.
К нам присоединились наш родственник Максут Абилкаиров, судья Верховного Суда Казахстана и его сын Даулет, дипломат.
Живописная лесенка ресторана "Турфан".
В этот день нам довелось выступить и в образе хозяев - в нашем гостиничном номере (благо, казы были с собой, а чай на ресепшне). Там нас и посетила племянница Гульнара, которая сейчас живет и работает в Астане и ее сынишка Бауржан.
См. также:
Два дня в Астане. День второй. Ч. I (фоторассказ)
На развитие сайта