Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Наталья Гронек. Мои аффекты

Наталья Гронек. Мои аффекты

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 199
  • печатать
  •  
    • 0

Продолжаю знакомить посетителей нашего сайта с творчеством студентов отделения 2-го высшего образования Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ - слушателей моего курса "Общая психология". В своем эссе, - хотя оно и из серии "первых шагов в профессии" - автор, Наталья Гроник демонстрирует психологически квалифицированный подход к самоанализу одного из самых сложных и неоднозначных феноменов эмоциональной жизни человека.


В.К.



Наталья Гронек


Мои аффекты


Наша повседневная жизнь перенасыщена самой разной информацией, мы существуем в сверхэмоциональном мире. Мы подвержены коллективным эмоциям, которые передаются нам всеми возможными современными средствами передачи информации. Нами владеют и наши личные эмоции и чувства, о которых иногда хочется рассказать кому-то, какие-то хочется скрыть, какие-то хочется испытать вновь или не испытывать никогда…


Понять, что со мной происходит? Откуда вдруг нахлынула печаль? Почему так нежданно вспыхнул гнев? Отчего внезапно парализует страх? Ведь, бывает достаточно нескольких слов, картинки на телеэкране или в интернете – и эмоции могут выйти из-под контроля.


Как научиться распознавать обуревающие нас эмоции, жить с ними и разумно их использовать? Как сохранить внутреннее равновесие: не оказаться в полной зависимости от собственных переживаний, но и не загнать свои живые чувства под жесткий контроль?


Попробуем разобраться. Эмоции сопровождают нас круглосуточно и при этом бывают, переменчивы и непредсказуемы, как капризы погоды. Они воодушевляют нас и побуждают к действию, сближают с другими людьми, тем самым приближая нас к себе. Поэтому, своим эмоциям стоит доверять: они сообщают нам важнейшую информацию о нас самих. А для этого их нужно услышать и распознать.


Но насколько эмоциям можно доверять? Вспомним, что актеры умеют их изображать, не испытывая на самом деле. А во многих экспериментах психологи легко вызывают у добровольцев радость, печаль или гнев искусственно, с помощью забавных фильмов или грустной музыки. Выходит, что подлинные эмоции нам не всегда легко распознать. И, здесь, как не странно, на помощь к нам приходят наши аффекты, как важнейший инструмент самопознания и самодиагностики.


Аффект относится к эмоциям, так же как и настроение и страсти.


Эмоции – это острые переживания отсутствия удовлетворения потребностей, невозможности их осуществить*, всегда построены на рассогласовании. Разведывают возможность удовлетворения потребностей, служат выражением нашей субъективности, раскрывают объективную картину мира и определяют наше положение в нем. 


Настроение – это эмоция, стереотипное житейское переживание определенной неудовлетворенности. Застойная эмоция, возникающая периодично, связана со свойствами личности.


Аффект – это более острое переживание, чем настроение. Эмоция при срывающейся возможности удовлетворения потребности.


Страсть – тоже является одним из видов чувств, но не самостоятельным, это сплав эмоций, настроения и аффекта. Аффект, ставший настроением. Это вечное ощущение неудовлетворенности и срыва, превратившееся в постоянное внутреннее ощущение**.


Итак, подробнее рассмотрим аффект, имеющий непосредственное отношение к данному эссе.


Аффект, как говорилось выше, возникает, когда возможность удовлетворения наших потребностей срывается. Ожидал одно, а получил другое.


Аффекты протекают быстро, бурно, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Проявляются в истерике, плаче. Но аффекты необходимы, т.к. они позволяют человеку внешне, доказательно для других показывать остроту своих намерений и желаний, в них обнаруживается актуальность, пристрастность, необходимость вещи человеку (В.В.Давыдов).


Аффекты показывают, что действительно нам нужно, ранжируют наши потребности, позволяя восстановить иерархию наших мотивов (В.Т.Кудрявцев).


Аффект характеризует нашу сущность, может быть направлен вовнутрь себя, рассказать, о чем мы думаем, что чувствуем. Может работать на публику, показывая наши актуальные потребности. Человек без аффектов или скрывающий их – это человек с неярко выраженными потребностями, по сути «тупое» существо.


Из всего выше сказанного, становиться понятно, что аффект должен быть. Его нельзя глушить, человек должен остро и однозначно внешне проявить свое неудовлетворение срывом своих желаний и намерений. Ведь не все у нас удовлетворяется, не все и всегда гладко.


Далее я постараюсь проанализировать свои аффекты и попытаться понять, какие неудовлетворенные потребности и желания за этим стоят.


Начну с детских переживаний, которые до сих пор остались в памяти, яркими всплесками проявления моих эмоций.


1. Мне было четыре года, когда родители решили определить меня в детский сад. До этого, моим воспитанием, в основном занималась бабушка. С детьми играть меня отпускали на непродолжительное время. Поэтому, узнав о перспективе играть с детьми целый день в детском саду (как мама объяснила), я была очень рада и строила планы своего взаимодействия с детьми. Но когда, в назначенный день мы пришли в данное учреждение, оказалось, что там произошли какие-то изменения, и сейчас я не могу там остаться. Горю моему не было предела. Я плакала навзрыд, кричала, что домой не пойду, бросала игрушки, которые принесла с собой, в разные стороны, попадая и в маму и в воспитательницу. Топала ногами, упиралась, не давала маме взять меня за руку. Помню, что сильно чесались щеки и болел живот. Мама и воспитательница пытались меня успокоить, что-то обещали.


Я думаю, что в данной ситуации, для меня актуальной потребностью было общение с детьми, которое в самый последний момент сорвалось. Планы неожиданно рухнули и, как следствие, случился аффект, который и показал, что потребность в принадлежности к общности и в общении до этого случая не была удовлетворена.


2. Это произошло в школе, в первом классе. Мне было семь лет. Мы учились писать, честно сказать, красивым почерк у меня не был никогда, но тогда мне очень хотелось иметь у себя в тетради, такие, же правильные буквы, какие учительница пишет на доске, в качестве образца. Я старалась, но получалось не очень хорошо. Помню, что мне сильно хотелось получить «пятерку» и, чтобы больше одноклассники не говорили, что у меня почерк хуже всех. Постепенно, я стала получать «четверки» и стала стараться еще больше. На одном из уроков, учительница сказала, что мои буквы почти идеальны и ей хочется меня поощрить и поставить «пятерку», но для этого я должна переписать несколько предложений. Как я старалась, ведь «пятерка» была у меня почти «в кармане». Наконец, меня оценят по - достоинству. Но как часто бывает в таких случаях, я перестаралась. Переписанные предложения оказались еще хуже. В итоге мне «влепили» «три». Помню, как внутри все похолодело, застучало в висках, меня затрясло от злости, я резко вскочила, схватила тетрадь и порвала ее, причем на очень мелкие части. Кричала очень громко, плакала, разбрасывая кусочки тетради. Потом выбежала из класса, добежала до школьного забора и, с силой колотила палкой по нему, плача навзрыд.


Думаю, что этот аффект может говорить о неудовлетворенной актуальной потребности в признании.


3. В двенадцать лет я решила изучать дополнительно английский язык (по школьной программе у нас был французский). Но, когда я пришла на первое занятие, оказалось, что желающих очень мало и английский отменен. А, вместо, курса английского языка, этот же преподаватель, в это же время будет вести… кружок по вязанию. Мило так улыбаясь, она предложила присоединиться и протянула мне клубок шерсти. Да, такого я от себя не ожидала. Я почувствовала, как кровь приливает к лицу, сердце начинает сильнее биться, челюсть начало «сводить». И я со всей силы, кинула этот клубок вперед, попала в висящий на стене стенд, он упал. Следом «полетели» учебники. Потом я выбежала из школы, добежала до местного озера, ходила по берегу, громко плача и причитая, размазывала слезы по лицу. Чувствовала себя обманутой и обиженной.  


О какой актуальной потребности может говорить данный аффект? Думаю, что о неудовлетворении познавательной потребности.


4. Я всегда хотела помогать людям, быть действительно нужной, заниматься серьезным и важным делом в жизни. Поэтому, выбор профессии врача, как основополагающей цели своей жизни, был очевиден, и казался правильным и единственно верным. В восемнадцать лет.


Утро было чудесным, внимательно изучая списки абитуриентов, я предвкушала победу, мысленно примеряя белый халат. Но случилось страшное, я «не прошла по конкурсу», мне не хватило одного балла. В глазах потемнело, зашумело в ушах, «свело желудок». Затем начало сильно трясти: земля уходила из-под ног. Я чувствовала, как слезы текут по лицу и не совсем отчетливо понимала, что это я так громко рыдаю. Впереди была только пустота…


Потом я быстро шла по улице, почти бежала, крича, о том, что же теперь делать, как дальше жить. Я отдала все деньги, которые были при мне какому-то нищему, а потом выбросила свою сумочку. Дома я еще долго плакала. Я чувствовала себя старухой из любимой сказки, рыдающей над разбитым корытом.


Думаю, что этот аффект, показывает актуальную неудовлетворенную потребность в самоактуализации: реализации своей цели, со всем, вытекающим из нее.


На этой ситуации я остановлюсь. Не знаю, насколько верным оказалось мое исследование своих прошлых нереализованных потребностей, и являются ли данные ситуации аффектами, судить вам.


Но, проведенная данная работа, в том числе и над собой, обязательно пригодится мне в дальнейшей будущей профессии. И, конечно же, поможет лучше понимать себя, свои истинные желания. Стать ближе к себе, без страха заглянув себе в душу.


Хочу добавить, что уже на данном этапе мне есть над, чем задуматься.


Анализируя первые три ситуации, я отнеслась к ним как к прошлому опыту, на который можно спокойно посмотреть со стороны и сделать необходимые выводы. А, вот, четвертая, связанная с самоактуализацией, «зацепила». Значит, есть над, чем работать. Это хорошо. К тому же, сейчас получая новую профессию, я твердым шагом иду к своей цели, намеченной очень давно, но пока еще не получившей полную реализацию в жизни.


Примечания


* Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М., 2008. С. 164-165.


**Там же. С. 166.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Эссе студентов по курсу «Общая психология» (отделение 2-го высшего образования, Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)
20-12-2010
Эссе студентов по

В.В.Давыдов. Две лекции по общей психологии
28-06-2005
В.В.Давыдов. Две

Добровести. Ник Вуйчич: Счастье быть с частью
20-03-2013
Добровести. Ник

Френд-лента: Ольга Меркулова. Евпатория: из детства в детство...
09-08-2012
Френд-лента: Ольга

Людмила Кожурина, Александра Чеканникова. Педагогика антиутопии: личностные ориентиры подростков в зеркале обезличенного мира
31-08-2011
Людмила Кожурина,

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (31)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх