Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » В стандарт старшей школы уже внесли более 200 поправок

В стандарт старшей школы уже внесли более 200 поправок

  • Закладки: 
  • Просмотров: 561
  • печатать
  •  
    • 0


7.02.12


Во вторник, 15 февраля, завершается общественное обсуждение проекта нового стандарта старшей школы (10–11 классы). Он предполагает для обязательного изучения четыре предмета: «Россия в мире», ОБЖ, физкультуру и индивидуальный проект. Остальные дисциплины ученики могут выбирать на своё усмотрение. Суть реформы пояснил на пресс-конференции издания Lenta.ru Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков новых стандартов, управляющий директор издательства «Просвещение».


Отвечая на вопрос читателей о причинах массового неприятия новых стандартов, Кондаков сообщил, что на днях ему удалось пообщаться с Сергеем Волковым (автором письма президенту, премьеру, министру образования и председателю Госдумы – STRF.ru). Полуторачасовая беседа привела к пониманию.


«Я признаю, что, к сожалению, разработчики не смогли понятный специалисту текст перевести на понятный для всех язык, – заявил Кондаков.


– По результатам обсуждений мы внесли более двухсот правок в стандарт. Думаю, что новый вариант будет более понятным для широкой общественности».


Александр Кондаков удивлён, почему в интернете муссируется тема перехода к «полуграмотности» школьников. Где в стандарте написано, что ученик может обойтись без изучения русского языка, математики, физики, химии и т.д.? Внимательнее читайте текст документа, призывает автор, тогда многие вопросы сами собой снимутся.


Полностью бесплатными останутся 9 или 10 обязательных предметов: 36 часов учебной нагрузки и внеурочная деятельность. Платить придётся только за то, что выходит за рамки гарантированного Конституцией бесплатного общего образования.


По словам Кондакова, проект стандарта опубликовали на сайте Министерства образования и науки РФ в ноябре 2010 года: «Я доволен тем общественным обсуждением, которое возникло спонтанно в последние две–три недели и является на самом деле очень критическим. Это тоже хорошо. Мы внимательно мониторим все замечания и учитываем те из них, которые носят конструктивный и важный характер».


Стандарт написан с учётом результатов восьмилетнего эксперимента по профильной школе. Такие курсы, как естествознание, преподаются в школе уже более десяти лет. Курс «Русская словесность» – это интегрированный курс русского языка и литературы, сейчас он создаётся и апробируется.


Курс «Россия в мире» – результат дискуссии с историками, которые согласились завершить в 9 классе изучение истории от Древнего мира до XXI века, а в 10–11 классе ввести интегрированный курс, который объединяет знания из истории, культуры, географии, политики и так далее, пояснил Александр Кондаков. Этот курс нацелен на то, чтобы дети научились принимать разные точки зрения, оценивать их, высказывать собственное мнение, вести дискуссии, быть активными участниками того общества, в котором они живут, понимая все сложные замечательные и не очень стороны нашей российской истории. Прообраз этого курса («Россия в глобальном мире» – STRF.ru) был апробирован в большом количестве школ, почти 300 тысяч детей принимали в этом участие.


Стандарт планируется начать вводить в экспериментальном режиме с 2013 года. Ещё есть время для апробации основных его элементов.


Как именно планируется воплощать концепцию предметов по выбору? У нас не настолько большие школы, чтобы обеспечить наполнение всех возможных факультативов. Что тогда делать: брать что дают?


«Мы очень внимательно следим за опытом школ старшей ступени, то есть тех, где учатся только 10–11 классы, – объяснил Кондаков. – Думаю, что за этим будущее, поскольку это позволяет концентрировать и материально-технические, и кадровые ресурсы».


Насколько ученики готовы к самостоятельному выбору предметов? Результаты социологических исследований показывают, что подавляющее большинство подростков в пятнадцатилетнем возрасте определились со своим будущим направлением профессионального образования. Даже если речь не идёт о выборе конкретной профессии, склонности и предпочтения по профильному направлению к этому возрасту становятся для большинства очевидными. Только около 5 процентов старшеклассников – и это абсолютно нормально – находятся в зоне неопределённости. В контексте стандарта актуальной снова становится профориентационная работа.


Для чего нужны все эти радикальные изменения школьного образования? Александр Кондаков ссылается на результаты исследования PISA, которые за последние 10 лет демонстрируют, что у российских школьников продолжают ухудшаться позиции по читательской, математической и естественно-научной грамотности. По мнению разработчика стандартов, причина тому – «увлечённость на протяжении длительного периода времени организационно-экономической составляющей реформ, а не содержательной». Главный же вопрос образования – чему и как учить. «До сих пор наша школа работает в основном в ЗУН-овской парадигме, то есть формирует знания, умения, навыки, а не в системно-деятельностной (то есть не формирует те самые ключевые компетентности, которые являются примером замера PISA), – отмечает Александр Кондаков. – Поэтому конкурентоспособность выпускников наших школ не растёт, а падает. Это очень серьёзный сигнал в плане конкурентоспособности страны в целом».


Ещё одна проблема российской школы – «предметная центрация», которая не направлена на развитие личности учеников:


«Мы ориентируем современного ребёнка на формирование тех ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.


Те профессии, которые популярны и наиболее востребованы сегодня, не существовали ещё пять лет назад. Боюсь, что мы даже не догадываемся, какие компетенции будут наиболее востребованы через десять лет».


Важно отметить, что стандарт разрабатывался в инициативном порядке, не на бюджетные деньги, подчеркнул Кондаков: «Мы выиграли конкурс на разработку стандарта начальной школы, а на основную и старшую школу федеральных денег не выделялось. Проект этого стандарта был сделан по инициативе группы учёных и педагогов-практиков».


Для школ расходы по введению новых стандартов будут связаны с закупкой новых учебников, обновлением оборудования. Безусловно, стандарт подталкивает муниципалитеты и субъекты Российской Федерации к увеличению финансирования, потому что возрастают требования к результату основной общеобразовательной программы. В подготовке стандарта отрабатывались методики нормативного финансирования новой системы оплаты труда учителей и повышение эффективности бюджетных расходов. В целом ряде субъектов Российской Федерации они показали, что введение стандарта возможно без увеличения объёма финансирования, только за счёт принятия мер по эффективности бюджетных расходов.


www.strf.ru


По теме на сайте: 


Что бы в изменили в школьном образовании?


Александр Механик. Патриотизм без «Войны и мира» (комментарий Владимира Кудрявцева)


Путин призвал не спешить с внедрением новых образовательных стандартов


Новые школьные стандарты не так страшны, как кажется, считают эксперты, а Фурсенко не собирается их утверждать


Участники Всероссийского сетевого Педсовета против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования


Открытое письмо учителей и общественности о новом образовательном стандарте


Олег Смолин: Россиянам навязывают колониальные стандарты образования!


Людмила Кожурина. А подайте-ка сюда универсальные навыки!


Колонка Ильи Раскина. Вопросы играют характер


Патриотизм против образования


Воспитание идеального электората


Образование в нагрузку к патриотизму?


Молодежь недовольна ошибками отцов. Интервью с Ефимом Пивоваром


Опыты бредогогики от ЕР 


 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
На сайте Минобрнауки РФ размещен проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы (10-11 кл.)
16-02-2011
На сайте

Российское образование в трех предметах и двух твиттах
12-02-2011
Российское

120 млн рублей заплатили Российской академии образования за скандальные госстандарты
12-02-2011
120 млн рублей

Участники Всероссийского сетевого Педсовета против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования
31-01-2011
Участники

Воспитание идеального электората
17-01-2011
Воспитание

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх