Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Олеся Смешных. ФГОС. Снова здарова

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 002
  •  
    • 0
Олеся Смешных. ФГОС. Снова здарова

В дополнение к посту prof-l.livejournal.com/41429.html вставляю и свои 5 копеек насчет ФГОСа для старшей школы (началку, кстати, приняли – и никто не пикнул даже). На самом деле, некоторые только и ждут, чтобы все потеряли бдительность - и быстренько все остальное «засИлить» (оставить в силе - юр.). Так что, за работу, граждане блогосферы! Не дадим засохнуть прениям по стандарту!

 

Значит так. Я считаю, что все возможные составители проектов стандартов должны сдать обязательный минимум по знанию ФЗ РФ "О стандартизации" (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ) прямо по телевизору, чтобы все это видели. Типо «Умников и умниц». А кто не сдал – 15 суток исправительных работ.

 

Для «своих», чтобы лишнего на заморачивались, приведу несколько позиций, которые надо знать каждому составителю стандартов. 

 

Первое. Из длинного определения стандартизации "Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны"  надо уяснить, что стандартизация - это набор требований к какому-то виду деятельности или к продукту. 

 

Федеральный закон «О стандартизации» не дает определения понятию «стандарт», но перечисляет их в статье 6 «Нормативные документы по стандартизации»: «К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, относятся: государственные стандарты Российской Федерации (далее - государственные стандарты); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико - экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений».

 

Стандарты — это очень нужный инструмент. Например, было бы невозможно заменить перегоревшую лампочку, если бы каждый производитель делал патрон такого диаметра, который считает нужным. 

 

Второе. Самым важным в сути стандартизации является обязательность требований стандарта для всех производителей. Это правило не имеет исключений. Именно поэтому многие товары не стандартизируются. 

 

Третье. Для оценки качества стандарта необходимо определить, четко ли сформулирована его цель и проверить, достигается ли эта цель в результате стандартизации. 

 

Четвертое. Разработчик стандарта должен четко сформулировать, что является объектом стандартизации, и для чего создается стандарт. Самый лучший стандарт станет неудобным, если он будет использоваться для достижения каких-то других целей, не тех, для которых он был предназначен. Ведь мы не ругаем автомобиль за то, что он плохо плавает.

           

В проекте ФГОС сказано, что «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

 

По-видимому, объектом стандартизации является «реализация основной образовательной программы». Хотя кто ж его знает. Думаю, было бы понятнее, если бы было четко написано: «Объектом стандартизации является образовательная программа средней и старшей школы». Содержание программы стандартизировать можно, а вот «реализацию» - это вряд ли, потому что в понятие «реализация» можно включить любой набор действий, что не стандартизируется в принципе. 

 

В проекте ФГОС конкретная цель, увы, не сформулирована вообще. 

А вот результаты, к которым нужно стремиться школе, поделены на личностные, метапредметные и просто предметные. Личностные – это то, что касается самих школьников, предметные – их знаний по предметам, метапредметные – умений.

 

К «личностным» результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» относится, например, «сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем».

В соответствии с федеральным законом «О стандартизации», такой текст не может быть включен в стандарт, потому что эту «сформированность» нельзя измерить и нельзя сделать одинаковой у всех детей. Что такое «гражданская идентичность»? Кто и как будет измерять уровень «чувства ответственности перед Родиной» и уровень «уверенности в великом будущем»? (Неужели тем, кто «не уверен», не будут выдавать аттестат?)

Кроме того, любой стандарт относится к нормативным, то есть юридическим, документам. Если в юридическом документе используется слово «ответственность», то оно должно указывать на вид этой ответственности: уголовной, гражданской, административной. 

 

«Предметные» результаты, которые должна обеспечить средняя школа каждому школьнику, достигаются при помощи изучения предметов.  Предметы в проекте ФГОС делятся на 2 части: 1 - предметы, которые каждый учащийся обязан изучить либо на базовом, либо на профильном, либо на интегрированном уровне; 2 – предметы по выбору учащегося. 

 

В более ранней, «скандальной» версии проекта ФГОС все предметы также были разделены на две части: в первую входили предметы «обязательные» (физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и «Индивидуальный проект»); во вторую – все остальные предметы.

 

В существующем проекте ФГОС предметы «Россия в мире», физкультура и ОБЖ включены в общий список предметов, а индивидуальный проект (пункт 11.9) выделен отдельно как обязательный вид деятельности.

К предметам по выбору в последней редакции проекта ФГОС отнесены такие как «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн» или любой курс по предложению образовательного учреждения.

 

При чтении требований к содержанию предметов возникает много вопросов. Например, пункт 5 требований к профильному уровню знаний по предмету «Физика»: «сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами с позиций экологической безопасности». Почему с экологической? А физика как же?

 

ОБЖ – это особая «пьестня». «Основы безопасности жизни человека» - я могу понять, о чем это. «. . .Жизнедеятельности» - не могу. Это слово нормально воспринимается в биологии («продукты жизнедеятельности молочных бактерий»), но применительно к человеку – фу, гадость. «Продукты жизнедеятельности человека». Плохие ассоциации. А «безопасность жизнедеятельности» - и того хуже. 

 

Само же содержание этого предмета (ОБЖ) даже в последней редакции чрезмерно «военизировано». Тут к требованиям, например, в этом относится «…сформированность гражданской позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе и защите Отечества». Интересно, в чем различие между военной службой и защитой Отечества? «Военная служба» - это одно, а «защита Отечества» - это другое? Партизанские действия, что ли?

     

К числу обязательных требований в этом предмете (ОБЖ) относятся: «. . .знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе».

При чем же тут безопасность жизни? 

А «строевая, огневая и тактическая подготовка» будут производиться прямо на уроках? Стрелять будут? По стандарту, который, повторюсь, обязателен для всех, – должны!

 

В общем, как говорят в народе, «писал писака – не разберет и собака».  

 


 


По теме на сайте.:


Анатолий Каспржак: опыт создания стандарта для старшеклассников не удался (комментарий

Владимир Кудрявцев

)


Март Пожарский. Выудить рыбку из пруда 


Российское образование в трех предметах и двух твиттах


120 млн рублей заплатили Российской академии образования за скандальные госстандарты


Если Фурсенко «зажигает», значит это кому-нибудь нужно


В стандарт старшей школы уже внесли более 200 поправок


Что бы в изменили в школьном образовании?


Александр Механик. Патриотизм без «Войны и мира» (комментарий Владимира Кудрявцева)


Путин призвал не спешить с внедрением новых образовательных стандартов


Новые школьные стандарты не так страшны, как кажется, считают эксперты, а Фурсенко не собирается их утверждать


Участники Всероссийского сетевого Педсовета против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования


Открытое письмо учителей и общественности о новом образовательном стандарте


Олег Смолин: Россиянам навязывают колониальные стандарты образования!


Людмила Кожурина. А подайте-ка сюда универсальные навыки!


Колонка Ильи Раскина. Вопросы играют характер


Патриотизм против образования


Воспитание идеального электората


Образование в нагрузку к патриотизму?


Молодежь недовольна ошибками отцов. Интервью с Ефимом Пивоваром


Опыты бредогогики от ЕР 





На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Дискуссия "Проблемы "стандартизации" дошкольного образования"
10-04-2014
Дискуссия "Проблемы "стандартизации" дошкольного

Новости дошкольного образования. Итоги совещания «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки стандартов дошкольного образования» в РАО
05-06-2012
Новости дошкольного образования. Итоги совещания

В Российской академии образования 4 июня 2012 г. состоялось совещание «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки
Снова
01-03-2005
Снова

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх