Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

ЕГЭ по профилю и для бакалавров (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 508
  •  
    • 0


Портфолио из зазеркалья

Оценки ЕГЭ дополнят средним баллом по профильным предметам за 5 лет

Не прошло и десяти лет, как идея зачислять абитуриентов не только по результатам ЕГЭ, но и по прочим академическим заслугам выпускника стала явью. По поручению президента механизм портфолио будет разработан к началу 2012 года. Но кое-что один из разработчиков идеи — глава комиссии Общественной палаты по образованию, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов — рассказал «МК» уже сейчас.

— Ярослав Иванович, идея дополнить итоговую аттестацию личным портфолио школьника обсуждалась с середины 2000-х годов. Все с ней соглашались, но ничего не делалось. И вдруг указание президента: сделать срочно! Почему именно сейчас?



— Как почему? Потому что президентский срок завершается! Вот только обозначенные сроки представляются мне неисполнимыми. Механизм-то, конечно, можно расписать и за месяц. Но новый способ измерения качества знаний ребенка требует общественного обсуждения. А на него времени не предусмотрено: задачу снова пытаются решить чисто административным способом, как это было с ЕГЭ. И тем самым снова дают серьезный повод для критики.


— Почему ответственным за введение портфолио президент назначил премьер-министра? Из-за противодействия лоббистов ЕГЭ?


— Думаю, никакой интриги тут нет. И «лоббисты» ЕГЭ ни при чем. Просто корректно, когда президент дает поручение не министру, а премьеру.


— Допустим. Ну а что войдет в портфолио?


— Общественная палата давно предлагала дополнить Единый госэкзамен перечнем других школьных и внешкольных достижений ученика и тем самым дать дополнительные возможности тем, кто занимался систематически, а не только последний год. Но этого никто не сделал: ни министерство, ни Рособрнадзор. И ЕГЭ доплыл в первозданном виде до сего времени — всем было так удобнее. Сейчас дело сдвинулось, и на первый план вышел вопрос о содержании портфолио. Главное — не сделать его коррупциогенным, а потому мы предлагаем положить в его основу средний балл школьника по профильным предметам за последние пять лет учебы в школе. Это создаст преимущества ребятам, которые учились всерьез. А вот другой вариант — составлять портфолио из грамот и свидетельств победителей олимпиад — мне представляется опасным. Будет как в анекдоте про Василия Ивановича. Вернулся он из Англии с большими деньгами и рассказывает Петьке: «Зашел я в клуб, сел играть в карты. Партнер говорит: у меня три короля. Я ему: покажи! А он: джентльмены должны верить друг другу на слово. И тут мне, Петька, карта как поперла!»


— Думаете, через такие портфолио «попрет» и нашим выпускникам?


— А вы сомневаетесь? При нашем-то уровне коррупции? Каждому ребенку сразу начнут снаряжать по портфолио: энтузиасты из числа родителей жизнь положат, чтобы собрать такую папку. Единственный способ — включать в портфолио не победы, а участие в олимпиадах. И чем раньше оно началось, тем больше должен «весить» портфолио. В ближайшее время мы предложим, чтобы победителем текущего года мог стать только победитель завершающего тура года прошлого. Это резко повысит вероятность, что не будет купленных результатов. А дополнительные гарантии создаст дополнение результатов ЕГЭ средним баллом по профильным предметам за несколько лет. Есть очень высокая вероятность, что Минобрнауки примет это наше предложение уже в ближайшее время. Собственно, на уровне руководства оно уже принято. Но из официальных документов, оформленных чиновниками среднего звена, оно почему-то выпало.


— На том же заседании Совета по нацпроектам президент озвучил другую идею — чтобы уроки в школе вели профильники из числа аспирантов и молодых специалистов. Не знаю, как для специалистов, а для аспирантов, наверное, это хороший шанс подработать.


— Где это вы видели аспирантов, у которых есть время преподавать в школе? Сегодняшний аспирант — человек занятой, и времени на школу у него нет. Он приехал в Москву ради отмазки от армии и наверняка обзавелся рабочим местом: на 2 тысячи в месяц-то не проживешь! Ну не корпит сегодняшний аспирант над диссертацией, жадно озираясь в поисках, где бы подработать! Весь свой аспирантский срок он работает, а под конец быстренько пишет диссертацию левой пяткой. Исключение составляют не более 1% — дочери богатых родителей и жены богатых мужей. Но и им, понятно, школа ни к чему, так что идея с уроками аспирантов — из серии «Алиса в Стране чудес». Предположение же, что работодатель будет отпускать вести уроки молодых специалистов — вообще чистое зазеркалье. Конечно, пристальный интерес президентской администрации к проблемам образования радует. Но к реальным проблемам образования, равно как к жизни вообще, некоторые идеи отношения не имеют. Подозреваю, что ректоры просто подумали: что бы такое президенту предложить позанятнее? Вот и придумали.


— А что вы будете рекомендовать правительству сделать в ближайшее время?


— Для школы — предложить «дорожную карту» на два года вперед: когда, как и что делать. Во-вторых, ужесточить подход к проведению олимпиад. В-третьих, формализовать портфолио: уже в следующем году можно учитывать средний балл по профильным предметам за последние пять лет учебы.


— Президент также дал поручение разработать к следующему учебному году программу реформы педагогического образования. Это реально?


— Вполне. Напомню: премьер Путин объявил, что вскоре зарплата учителя догонит среднюю по экономике региона. Правда, в некоторых субъектах сразу начались манипуляции: раньше объявлялись более высокие средние зарплаты, а теперь они вдруг понизились. Но первый шаг сделан — людям дан сигнал, что им будут платить пристойные деньги, и общество лишь должно контролировать, чтобы поручение национального лидера выполнялось должным образом. Второй шаг — отбирать под эти деньги сильных людей. Ну сколько в самом деле можно мусолить тему реформы педобразования и не двигаться с места?! Начинать можно уже в будущем году! Давайте прямо объявим: педвузы объединяются с университетами и становятся гуманитарными университетами. А учителя готовятся в педагогической магистратуре. Ведь если человек хорошо знает свой предмет, к примеру физику, то за два года его вполне можно научить преподавать ее интересно. Тем более что программы такие уже есть, и обучение по ним идет. Выпускникам надо доплачивать за степень. Причем такая возможность не закрыта и для учителей с опытом: пройти магистратуру можно и заочно, плюс к уже имеющемуся педагогическому образованию. Наконец, есть еще одно предложение Общественной палаты: внедрять в школах молодежные коллективы. Сделать это легче, чем кажется. Я предлагал взять самую слабую школу, но не закрывать ее, а снять директора и на конкурсной основе набрать молодежный коллектив с молодым директором. Другими словами, создать из некогда негодной школы экспериментальную базу, чтобы молодые педагоги показали, как можно учить детей по-другому.


Марина Лемуткина


www.mk.ru


«Поле чудес» единого госэкзамена превращает Россию в «страну дураков»


О перспективах введения второго ЕГЭ Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин.


Вопрос: В правительстве вновь заговорили о сдаче «студенческого ЕГЭ» – для бакалавров. Идея может быть здравой или это очередная утопия?


Олег Смолин: Это, к сожалению, не утопия, но это очередная вредная идея, из серии «вредные советы». С моей точки зрения, нужно идти противоположным путем – не разворачивать ЕГЭ в вузе, а сворачивать ЕГЭ в школе. Я напомню, что наш проект федерального закона о народном образовании, который выложен на сайте smolin.ru, предполагает возможность участия в ЕГЭ только на добровольной основе. Мы не одиноки в этом – 70% людей с высшим образованием в России, согласно опросам, поддерживают именно эту идею, а за обязательное проведение ЕГЭ выступают только 11%.


Я думаю, что попытка вводить тестоподобную систему в высших учебных заведениях абсолютно неправильна вот еще по какой причине. ЕГЭ не способствует развитию творческих способностей. ЕГЭ в лучшем случае выявляет память, отчасти эрудицию и определенные навыки заполнения формальных бумаг или программ. А от будущего специалиста требуются совершенно другие способности – умение искать материал, умение его правильно выстраивать, анализировать. Этого ЕГЭ совершенно не выявляет.


Кроме того, ЕГЭ не выявляет коммуникативных способностей, а когда-то еще Карнеги утверждал, что работа инженера зависит более чем на половину не от его качеств как специалиста, а от его сопровождающих качеств, в том числе, от умения общаться. Поэтому, если эту практику распространят на вузы, качество образования будет продолжать падать. Если Россию будут пытаться превратить в такое «поле чудес» с выбором ответов, то она обязательно станет «страной дураков».


Вопрос: Какие главные угрозы видите во втором ЕГЭ? То есть, они те же самые, что в случае со школьным ЕГЭ, или есть какие-то особенности?


Олег Смолин: Есть некоторые особенности. Думаю, здесь коррупции будет меньше, чем при сдаче ЕГЭ при поступлении в вузы. А что касается вреда – то вреда может быть даже больше именно с точки зрения торможения развития творческих способностей. Вузовские программы совсем другие, я считаю, что выпускник должен делать творческую работу, а не заполнять бездарно выполненные тестоподобные задания. Когда я смотрю те задания по наукам, в которых кое-что понимаю, для выполнения так называемого среза качества знаний у студентов, я вижу, что эти задания, мягко говоря, далеки от настоящей науки, как небо от земли.


Вопрос: Но можно ли утверждать, что обычные госэкзамены в вузах себя не оправдывают полностью?


Олег Смолин: Насчет полностью – не знаю, это зависит от того, как они организованы и как спрашивают студентов в вузе. В целом, качество высшего образования, конечно, упало. Но, повторяю, в случае внедрения ЕГЭ оно упадет гораздо больше.


Вопрос: Может, стоит задуматься о более широком использовании контрактных мест по советскому опыту, когда после обучения специалист должен какое-то время отработать на предприятии? Это отчасти может решить и проблему платности нынешнего образования. Но в таком случае предприятия должны начать финансировать образование.


Олег Смолин: Я выступаю «за», только тогда для студента нужно создать дополнительные условия и платить более высокую стипендию. Либо, если он учится по контракту, то тогда и заработная плата в реальных деньгах должна быть хотя бы как в советский период. Сейчас начинающие сотрудники в большинстве регионов получают в 2-2,5 раза меньше.


Вопрос: Может быть, какие-то предприятия все-таки могут быть заинтересованы в такой форме приема на работу? Ведь по факту это вступительный экзамен для трудоустройства?


Олег Смолин: Наверняка есть, и такое используется, но только в благополучных отраслях промышленности. Здесь не хватает программы поддержки отечественной промышленности. Если промышленность будет жить, она, естественно, будет участвовать в софинансировании образования.


www.smolin.ru


Олег Николаевич перечислил то, что позволяет выявить ЕГЭ: качества памяти,  отчасти эрудицию и определенные навыки заполнения формальных бумаг или программ. Согласен, только предложил бы обратный порядок перечисления. Первое – это навыки заполнения «форм». Это то, что доступно чиновникам, и то, что они в состоянии проверить. Эрудиция в целом все-таки опирается на определенную культуру и добывается трудом мысли.  А эрудицию в том виде, в каком ее востребует ЕГЭ, следовало бы назвать «осведомленностью», которая, по большому счету, не требует полноценного школьного образования. Поставим ее на вторую позицию. Ну, а подлинная память – как считал еще Платон и показывают современные психологические исследования, это творческий процесс «припоминания идей», а порой и их порождения заново. Третья позиция – с натяжкой… 


Владимир Кудрявцев

 





На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Единый государственный экзамен с элементами "ломоносовского"?
11-02-2015
Единый государственный экзамен с элементами

В вуз - через телекастинг?... Рособрнадзор и МГУ считают это возможным
Информация к разным размышлениям. Заседание секции Общественной палаты по развитию творческого потенциала нации
29-04-2010
Информация к разным размышлениям. Заседание

Портфолио дополнит ЕГЭ?
03-10-2009
Портфолио дополнит ЕГЭ?

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх