По теме на сайте и окрест:
Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?
Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика
ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким?
Портфолио из зазеркалья
Оценки ЕГЭ дополнят средним баллом по профильным предметам за 5 лет
Не прошло и десяти лет, как идея зачислять абитуриентов не только по результатам ЕГЭ, но и по прочим академическим заслугам выпускника стала явью. По поручению президента механизм портфолио будет разработан к началу 2012 года. Но кое-что один из разработчиков идеи — глава комиссии Общественной палаты по образованию, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов — рассказал «МК» уже сейчас.
— Ярослав Иванович, идея дополнить итоговую аттестацию личным портфолио школьника обсуждалась с середины 2000-х годов. Все с ней соглашались, но ничего не делалось. И вдруг указание президента: сделать срочно! Почему именно сейчас?
— Как почему? Потому что президентский срок завершается! Вот только обозначенные сроки представляются мне неисполнимыми. Механизм-то, конечно, можно расписать и за месяц. Но новый способ измерения качества знаний ребенка требует общественного обсуждения. А на него времени не предусмотрено: задачу снова пытаются решить чисто административным способом, как это было с ЕГЭ. И тем самым снова дают серьезный повод для критики.
— Почему ответственным за введение портфолио президент назначил премьер-министра? Из-за противодействия лоббистов ЕГЭ?
— Думаю, никакой интриги тут нет. И «лоббисты» ЕГЭ ни при чем. Просто корректно, когда президент дает поручение не министру, а премьеру.
— Допустим. Ну а что войдет в портфолио?
— Общественная палата давно предлагала дополнить Единый госэкзамен перечнем других школьных и внешкольных достижений ученика и тем самым дать дополнительные возможности тем, кто занимался систематически, а не только последний год. Но этого никто не сделал: ни министерство, ни Рособрнадзор. И ЕГЭ доплыл в первозданном виде до сего времени — всем было так удобнее. Сейчас дело сдвинулось, и на первый план вышел вопрос о содержании портфолио. Главное — не сделать его коррупциогенным, а потому мы предлагаем положить в его основу средний балл школьника по профильным предметам за последние пять лет учебы в школе. Это создаст преимущества ребятам, которые учились всерьез. А вот другой вариант — составлять портфолио из грамот и свидетельств победителей олимпиад — мне представляется опасным. Будет как в анекдоте про Василия Ивановича. Вернулся он из Англии с большими деньгами и рассказывает Петьке: «Зашел я в клуб, сел играть в карты. Партнер говорит: у меня три короля. Я ему: покажи! А он: джентльмены должны верить друг другу на слово. И тут мне, Петька, карта как поперла!»
— Думаете, через такие портфолио «попрет» и нашим выпускникам?
— А вы сомневаетесь? При нашем-то уровне коррупции? Каждому ребенку сразу начнут снаряжать по портфолио: энтузиасты из числа родителей жизнь положат, чтобы собрать такую папку. Единственный способ — включать в портфолио не победы, а участие в олимпиадах. И чем раньше оно началось, тем больше должен «весить» портфолио. В ближайшее время мы предложим, чтобы победителем текущего года мог стать только победитель завершающего тура года прошлого. Это резко повысит вероятность, что не будет купленных результатов. А дополнительные гарантии создаст дополнение результатов ЕГЭ средним баллом по профильным предметам за несколько лет. Есть очень высокая вероятность, что Минобрнауки примет это наше предложение уже в ближайшее время. Собственно, на уровне руководства оно уже принято. Но из официальных документов, оформленных чиновниками среднего звена, оно почему-то выпало.
— На том же заседании Совета по нацпроектам президент озвучил другую идею — чтобы уроки в школе вели профильники из числа аспирантов и молодых специалистов. Не знаю, как для специалистов, а для аспирантов, наверное, это хороший шанс подработать.
— Где это вы видели аспирантов, у которых есть время преподавать в школе? Сегодняшний аспирант — человек занятой, и времени на школу у него нет. Он приехал в Москву ради отмазки от армии и наверняка обзавелся рабочим местом: на 2 тысячи в месяц-то не проживешь! Ну не корпит сегодняшний аспирант над диссертацией, жадно озираясь в поисках, где бы подработать! Весь свой аспирантский срок он работает, а под конец быстренько пишет диссертацию левой пяткой. Исключение составляют не более 1% — дочери богатых родителей и жены богатых мужей. Но и им, понятно, школа ни к чему, так что идея с уроками аспирантов — из серии «Алиса в Стране чудес». Предположение же, что работодатель будет отпускать вести уроки молодых специалистов — вообще чистое зазеркалье. Конечно, пристальный интерес президентской администрации к проблемам образования радует. Но к реальным проблемам образования, равно как к жизни вообще, некоторые идеи отношения не имеют. Подозреваю, что ректоры просто подумали: что бы такое президенту предложить позанятнее? Вот и придумали.
— А что вы будете рекомендовать правительству сделать в ближайшее время?
— Для школы — предложить «дорожную карту» на два года вперед: когда, как и что делать. Во-вторых, ужесточить подход к проведению олимпиад. В-третьих, формализовать портфолио: уже в следующем году можно учитывать средний балл по профильным предметам за последние пять лет учебы.
— Президент также дал поручение разработать к следующему учебному году программу реформы педагогического образования. Это реально?
— Вполне. Напомню: премьер Путин объявил, что вскоре зарплата учителя догонит среднюю по экономике региона. Правда, в некоторых субъектах сразу начались манипуляции: раньше объявлялись более высокие средние зарплаты, а теперь они вдруг понизились. Но первый шаг сделан — людям дан сигнал, что им будут платить пристойные деньги, и общество лишь должно контролировать, чтобы поручение национального лидера выполнялось должным образом. Второй шаг — отбирать под эти деньги сильных людей. Ну сколько в самом деле можно мусолить тему реформы педобразования и не двигаться с места?! Начинать можно уже в будущем году! Давайте прямо объявим: педвузы объединяются с университетами и становятся гуманитарными университетами. А учителя готовятся в педагогической магистратуре. Ведь если человек хорошо знает свой предмет, к примеру физику, то за два года его вполне можно научить преподавать ее интересно. Тем более что программы такие уже есть, и обучение по ним идет. Выпускникам надо доплачивать за степень. Причем такая возможность не закрыта и для учителей с опытом: пройти магистратуру можно и заочно, плюс к уже имеющемуся педагогическому образованию. Наконец, есть еще одно предложение Общественной палаты: внедрять в школах молодежные коллективы. Сделать это легче, чем кажется. Я предлагал взять самую слабую школу, но не закрывать ее, а снять директора и на конкурсной основе набрать молодежный коллектив с молодым директором. Другими словами, создать из некогда негодной школы экспериментальную базу, чтобы молодые педагоги показали, как можно учить детей по-другому.
Марина Лемуткина
«Поле чудес» единого госэкзамена превращает Россию в «страну дураков»
О перспективах введения второго ЕГЭ Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин.
Вопрос: В правительстве вновь заговорили о сдаче «студенческого ЕГЭ» – для бакалавров. Идея может быть здравой или это очередная утопия?
Олег Смолин: Это, к сожалению, не утопия, но это очередная вредная идея, из серии «вредные советы». С моей точки зрения, нужно идти противоположным путем – не разворачивать ЕГЭ в вузе, а сворачивать ЕГЭ в школе. Я напомню, что наш проект федерального закона о народном образовании, который выложен на сайте smolin.ru, предполагает возможность участия в ЕГЭ только на добровольной основе. Мы не одиноки в этом – 70% людей с высшим образованием в России, согласно опросам, поддерживают именно эту идею, а за обязательное проведение ЕГЭ выступают только 11%.
Я думаю, что попытка вводить тестоподобную систему в высших учебных заведениях абсолютно неправильна вот еще по какой причине. ЕГЭ не способствует развитию творческих способностей. ЕГЭ в лучшем случае выявляет память, отчасти эрудицию и определенные навыки заполнения формальных бумаг или программ. А от будущего специалиста требуются совершенно другие способности – умение искать материал, умение его правильно выстраивать, анализировать. Этого ЕГЭ совершенно не выявляет.
Кроме того, ЕГЭ не выявляет коммуникативных способностей, а когда-то еще Карнеги утверждал, что работа инженера зависит более чем на половину не от его качеств как специалиста, а от его сопровождающих качеств, в том числе, от умения общаться. Поэтому, если эту практику распространят на вузы, качество образования будет продолжать падать. Если Россию будут пытаться превратить в такое «поле чудес» с выбором ответов, то она обязательно станет «страной дураков».
Вопрос: Какие главные угрозы видите во втором ЕГЭ? То есть, они те же самые, что в случае со школьным ЕГЭ, или есть какие-то особенности?
Олег Смолин: Есть некоторые особенности. Думаю, здесь коррупции будет меньше, чем при сдаче ЕГЭ при поступлении в вузы. А что касается вреда – то вреда может быть даже больше именно с точки зрения торможения развития творческих способностей. Вузовские программы совсем другие, я считаю, что выпускник должен делать творческую работу, а не заполнять бездарно выполненные тестоподобные задания. Когда я смотрю те задания по наукам, в которых кое-что понимаю, для выполнения так называемого среза качества знаний у студентов, я вижу, что эти задания, мягко говоря, далеки от настоящей науки, как небо от земли.
Вопрос: Но можно ли утверждать, что обычные госэкзамены в вузах себя не оправдывают полностью?
Олег Смолин: Насчет полностью – не знаю, это зависит от того, как они организованы и как спрашивают студентов в вузе. В целом, качество высшего образования, конечно, упало. Но, повторяю, в случае внедрения ЕГЭ оно упадет гораздо больше.
Вопрос: Может, стоит задуматься о более широком использовании контрактных мест по советскому опыту, когда после обучения специалист должен какое-то время отработать на предприятии? Это отчасти может решить и проблему платности нынешнего образования. Но в таком случае предприятия должны начать финансировать образование.
Олег Смолин: Я выступаю «за», только тогда для студента нужно создать дополнительные условия и платить более высокую стипендию. Либо, если он учится по контракту, то тогда и заработная плата в реальных деньгах должна быть хотя бы как в советский период. Сейчас начинающие сотрудники в большинстве регионов получают в 2-2,5 раза меньше.
Вопрос: Может быть, какие-то предприятия все-таки могут быть заинтересованы в такой форме приема на работу? Ведь по факту это вступительный экзамен для трудоустройства?
Олег Смолин: Наверняка есть, и такое используется, но только в благополучных отраслях промышленности. Здесь не хватает программы поддержки отечественной промышленности. Если промышленность будет жить, она, естественно, будет участвовать в софинансировании образования.
Олег Николаевич перечислил то, что позволяет выявить ЕГЭ: качества памяти, отчасти эрудицию и определенные навыки заполнения формальных бумаг или программ. Согласен, только предложил бы обратный порядок перечисления. Первое – это навыки заполнения «форм». Это то, что доступно чиновникам, и то, что они в состоянии проверить. Эрудиция в целом все-таки опирается на определенную культуру и добывается трудом мысли. А эрудицию в том виде, в каком ее востребует ЕГЭ, следовало бы назвать «осведомленностью», которая, по большому счету, не требует полноценного школьного образования. Поставим ее на вторую позицию. Ну, а подлинная память – как считал еще Платон и показывают современные психологические исследования, это творческий процесс «припоминания идей», а порой и их порождения заново. Третья позиция – с натяжкой…
По теме на сайте и окрест:
Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?
Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика
ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким?
На развитие сайта
|
|
|