Недавно вспоминали с Ильей Раскиным ушедшего в ноябре Андрея Иллеша. Вот что рассказал Илья.
В начале этого года Иллеша позвали в "Известия". Он сам не мог толком понять, зачем, но очевидно: для реанимации газеты. Иллеш, в свою очередь, позвал Раскина. Обсудили совсем непонятные перспективы. Он предложил прожект: в "Неделе" (толстое еженедельное приложение к основной газете) в каждом номере давать целый разворот ЖЗЛ: о замечательных, но недооцененных наших современниках (с начала ХХ века). Попросил сделать список "героев". Конечно, попросил не только Илью, у него таких списков скопились десятки. . . Это, видимо, был, последний его "газетный" проект. Ничего не успелось. Андрей загремел в больницу, "Известия", фактически, угробили, сейчас нет ни Андрея, ни, в самом деле, "Известий".
Еще Андрей предложил Илье написать что-нибудь "коротко" о нашем учителе В.В.Давыдове. Илья написал. Но опубликовать снова не успели.
Публикуем здесь.
НЕ ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?
Василий Васильевич Давыдов – классик, гуру отечественной (да и мировой) психологии и педагогики, автор теории и практики «развивающего обучения». Здоровяк, балагур, любитель жизни – неожиданно умер в командировке в Сибири, в 1998 году, сердце не выдержало. Ведь он планировал и «пробивал» реформу системы образования в России (СССР). Это просто так не дается, это стоило жизни.
Он был директором Института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. В коридорах и аудиториях «давыдовского» института постоянно встречались финны – они приезжали стажироваться, прилежно учились. Сейчас, по множеству авторитетных оценок, Финляндия – №1 в мире по качеству и эффективности системы образования. Конечно, «виновник» этого успеха – далеко не только Давыдов, но и без него дело, явно, не обошлось.
Что же у нас? Стоит вспомнить хотя бы два сюжета.
Один. В Загорском интернате для слепоглухих детей, а потом на психологическом факультете МГУ провели «эксперимент» (кавычки не случайны): попытались, используя достижения современной психологии и педагогики, довести до «нормального» уровня развития четырех (хотя бы 4-х, все это трудоемко и недешево) слепоглухих воспитанников интерната. Результат оказался поразительным. О нем сейчас может в подробностях рассказать Александр Суворов (один из той «четверки»), доктор психологических наук, остающийся при том слепоглухим. Главное, доказано: слепоглухих (которые у нас зачастую живут просто «овощами») можно довести (да нет, не довести, а помочь им самим дойти) до весьма высокого уровня развития мышления, нравственности – да, всех главных человеческих качеств! А если так – что же мы делаем со всеми остальными, «нормальными» детьми? Ведь, если так, то это означает: в нашем массовом образовании и воспитании КПД какой-то просто запредельно низкий! Ужас. Тогда, по результатам «эксперимента», он был назван «Выдающимся достижением советской науки» (заголовок статьи в «Вопросах философии»). Действительно, выдающееся достижение, таковым и было. Сейчас забыто напрочь – никому не нужно.
Другой сюжет, также связанный с развитием отечественной психологии и педагогики. И с В.В. Давыдовым. Тогда же, в 70-е годы, в институте, который он возглавлял, разрабатывалась концепция реформы образования. В основном этим занимались в лаборатории, которую, в свою очередь, возглавлял Ф.Т. Михайлов. Работали по этой теме лучшие философы и психологи страны. (Без дураков, в самом деле, лучшие). Сделали концепцию, написали. Сейчас куцые следы той работы можно обнаружить в маленькой голубой книжке «Философско-психологические проблемы развития образования» (под ред. В.В. Давыдова, Москва, 1981 г.) Правда, книжку эту мало кто видел – тираж был мизерный, да и тот в основном пошел «под нож». Вышла книжка в безобразно изуродованном, урезанном виде. Реформа образования тогда «не пошла», ее угробили на корню. Давыдова уволили с должности директора института, лабораторию Михайлова расформировали.
Еще бы. Психологи с педагогами убедительно показали, что советскому государству ЛИЧНОСТИ не нужны, а нужна РАБСИЛА. И именно ее готовила советская школа. В лучших (худших) капиталистических традициях. В частности: школа грузила (перегружала) только ПАМЯТЬ учеников, при том, что остальные личностные способности оставались недоразвитыми – мышление, воображение, воля, совесть… Сейчас эти худшие традиции продолжаются и усугубляются – память уже трещит по швам (ЕГЭ), а кому нужно остальное? Да ведь и рабсилу нынешняя школа уже готовит с трудом, на троечку. Реформы образования назрели и перезрели, да только поручили их, опять же, троечникам. Кто из разработчиков нынешних реформ освоил Выготского, Ильенкова, Эльконина, Леонтьева, того же Давыдова? Какой ЕГЭ, окститесь, уважаемые. Конечно, вы предпочтете съездить в Финляндию за «передовым опытом», а не слабо ли просто сходить в библиотеку (или сесть за компьютер) и почитать В.В. Давыдова? Нет, нам не до «личностей», нам нужны «бакалавры» и «магистры». Да нет, господа, вы ошиблись насчет «мировых» и «европейских» стандартов, вы отстали на века. Европа (да, кстати, и Азия) настаивала на том, что образование должно готовить именно ЛИЧНОСТЕЙ, а не просто «бакалавров». Вы будете сочинять какое-то очередное Сколково и вымучивать ЕГЭ, а «наши» люди будут получать Нобелей – да только не у нас.
Да, Василий Васильевич был яркой личностью, и хотел, чтобы школа готовила таких же – людей свободных, талантливых, образованных, ответственных. Вам (нам) это нужно?
Сегодня наследство и опыт Давыдова (он тут персона «собирательная», конечно, не только он) бездарно, безответственно, в чем-то даже преступно забывается, гноится и разбазаривается. А ведь это наследство всего нашего,
да и не только нашего народа – добытое, можно сказать, с кровью. Что с этим делать?
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта