Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Колонка Ильи Раскина. Не пророк в своем отечестве?

Колонка Ильи Раскина. Не пророк в своем отечестве?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 554
  • печатать
  •  
    • 0

Недавно вспоминали с Ильей Раскиным ушедшего в ноябре Андрея Иллеша.  Вот что рассказал Илья.


В начале этого года Иллеша позвали в "Известия". Он сам не мог толком понять, зачем, но очевидно: для реанимации газеты. Иллеш, в свою очередь, позвал Раскина. Обсудили совсем непонятные перспективы. Он предложил прожект: в "Неделе" (толстое еженедельное приложение к основной газете) в каждом номере давать целый разворот ЖЗЛ: о замечательных, но недооцененных наших современниках (с начала ХХ века). Попросил сделать список "героев". Конечно, попросил не только Илью, у него таких списков скопились десятки. . . Это, видимо, был, последний его "газетный" проект. Ничего не успелось. Андрей загремел в больницу, "Известия", фактически, угробили, сейчас нет ни Андрея, ни, в самом деле, "Известий".


Еще Андрей предложил Илье написать что-нибудь "коротко" о нашем учителе В.В.Давыдове. Илья написал. Но опубликовать снова не успели.


Публикуем  здесь.


Владимир Кудрявцев


http://http.tonnel.ru.ttp.3a.tonnel.ru/gzl/642718855_tonnel.gif


 


НЕ ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?


Василий Васильевич Давыдов – классик, гуру отечественной (да и мировой) психологии и педагогики, автор теории и практики «развивающего обучения». Здоровяк, балагур, любитель жизни – неожиданно умер в командировке в Сибири, в 1998 году, сердце не выдержало. Ведь он планировал и «пробивал» реформу системы образования в России (СССР). Это просто так не дается, это стоило жизни.


Он был директором Института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. В коридорах и аудиториях «давыдовского» института постоянно встречались финны – они приезжали стажироваться, прилежно учились. Сейчас, по множеству авторитетных оценок, Финляндия – №1 в мире по качеству и эффективности системы образования. Конечно, «виновник» этого успеха – далеко не только Давыдов, но и без него дело, явно, не обошлось.


Что же у нас? Стоит вспомнить хотя бы два сюжета.


Один. В Загорском интернате для слепоглухих детей, а потом на психологическом факультете МГУ провели «эксперимент» (кавычки не случайны): попытались, используя достижения современной психологии и педагогики, довести до «нормального» уровня развития четырех (хотя бы 4-х, все это трудоемко и недешево) слепоглухих воспитанников интерната. Результат оказался поразительным. О нем сейчас может в подробностях рассказать Александр Суворов (один из той «четверки»), доктор психологических наук, остающийся при том слепоглухим. Главное, доказано: слепоглухих (которые у нас зачастую живут просто «овощами») можно довести (да нет, не довести, а помочь им самим дойти) до весьма высокого уровня развития мышления, нравственности – да, всех главных человеческих качеств! А если так – что же мы делаем со всеми остальными, «нормальными» детьми? Ведь, если так, то это означает: в нашем массовом образовании и воспитании КПД какой-то просто запредельно низкий! Ужас. Тогда, по результатам «эксперимента», он был назван «Выдающимся достижением советской науки» (заголовок статьи в «Вопросах философии»). Действительно, выдающееся достижение, таковым и было. Сейчас забыто напрочь – никому не нужно.


Другой сюжет, также связанный с развитием отечественной психологии и педагогики. И с В.В. Давыдовым. Тогда же, в 70-е годы, в институте, который он возглавлял, разрабатывалась концепция реформы образования. В основном этим занимались в лаборатории, которую, в свою очередь, возглавлял Ф.Т. Михайлов. Работали по этой теме лучшие философы и психологи страны. (Без дураков, в самом деле, лучшие). Сделали концепцию, написали. Сейчас куцые следы той работы можно обнаружить в маленькой голубой книжке «Философско-психологические проблемы развития образования» (под ред. В.В. Давыдова, Москва, 1981 г.) Правда, книжку эту мало кто видел – тираж был мизерный, да и тот в основном пошел «под нож». Вышла книжка в безобразно изуродованном, урезанном виде. Реформа образования тогда «не пошла», ее угробили на корню. Давыдова уволили с должности директора института, лабораторию Михайлова расформировали.


Еще бы. Психологи с педагогами убедительно показали, что советскому государству ЛИЧНОСТИ не нужны, а нужна РАБСИЛА. И именно ее готовила советская школа. В лучших (худших) капиталистических традициях. В частности: школа грузила (перегружала) только ПАМЯТЬ учеников, при том, что остальные личностные способности оставались недоразвитыми – мышление, воображение, воля, совесть… Сейчас эти худшие традиции продолжаются и усугубляются – память уже трещит по швам (ЕГЭ), а кому нужно остальное? Да ведь и рабсилу нынешняя школа уже готовит с трудом, на троечку. Реформы образования назрели и перезрели, да только поручили их, опять же, троечникам. Кто из разработчиков нынешних реформ освоил Выготского, Ильенкова, Эльконина, Леонтьева, того же Давыдова? Какой ЕГЭ, окститесь, уважаемые. Конечно, вы предпочтете съездить в Финляндию за «передовым опытом», а не слабо ли просто сходить в библиотеку (или сесть за компьютер) и почитать В.В. Давыдова? Нет, нам не до «личностей», нам нужны  «бакалавры» и «магистры». Да нет, господа, вы ошиблись насчет «мировых» и «европейских» стандартов, вы отстали на  века. Европа  (да, кстати, и Азия) настаивала на том, что  образование должно готовить именно ЛИЧНОСТЕЙ, а не просто «бакалавров». Вы будете сочинять какое-то очередное Сколково и вымучивать ЕГЭ, а «наши» люди будут получать Нобелей – да только не у нас.


Да, Василий Васильевич был яркой личностью, и хотел, чтобы школа готовила таких же – людей свободных, талантливых, образованных, ответственных. Вам (нам) это нужно?


Сегодня наследство и опыт Давыдова (он тут персона «собирательная», конечно, не только он) бездарно, безответственно, в чем-то даже преступно забывается, гноится и разбазаривается. А ведь это наследство всего нашего,


да и не только нашего народа – добытое, можно сказать, с кровью. Что с этим делать?


 


Илья Раскин


 


Илья РаскинРаскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.


Сайт Ильи Раскина


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Колонка Ильи Раскина. Покурил
01-04-2014
Колонка Ильи

В конце 71-начале 72-го сидели в посёлке Дружба
Колонка Ильи Раскина. Кошкин сон
12-01-2014
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Бессонница
10-11-2013
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Парад дураков в Саранске (Бывают странные сближенья…)
07-01-2013
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Законность по поручению
21-12-2011
Колонка Ильи

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (22)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх