ИРКУТСК, 18 янв - РИА Новости. Следователи в Иркутской области возбудили уголовное дело в отношении 50-летней учительницы, которая подозревается в истязании первоклассника на уроках в школе, говорится в сообщении СУСКР в среду без указания даты возбуждения дела.
С заявлением в правоохранительные органы обратилась жительница города Усолья-Сибирского. По ее словам, в период с сентября по ноябрь 2011 года в школе-интернате учитель систематически наносила побои ее семилетнему сыну, который являлся учеником 1 класса данного интерната.
В ходе доследственной проверки были получены свидетельские показания и другие доказательства противоправных действий педагога. Так, в частности, у следствия имеются сведения о том, что в один из дней учитель поставила мальчика раздетым донага перед одноклассниками, оскорбляла его, унижая честь и достоинство ребенка, - сообщает СКР.
Комментарий Владимир Кудрявцев
: В СМИ далеко не первый год обсуждается тема «учителей-садистов», которые якобы наводнили нашу школу. Но давайте скажем честно: много ли нам, - я имею в виду специалистов прежде всего, - известно о тех психологических проблемах, с которыми повседневно сталкивается и которые переживает сам учитель? Студент педвуза просто не подозревает об их существовании, не готов к встрече с ними за порогом альма матер, и уже, тем более, никто не учит его их разрешать. У школьных психологов нет возможности оказывать помощь в решении личных проблем учителей - они не успевают справится и с детскими. Да их, в свою очередь, к этому и не готовили.
Один из основных внутренних, психологических конфликтов современного российского учителя является следствием объективного противоречия. С одной стороны, учитель наделен широкой «педагогической властью», отнюдь не ограниченной временем пребывания детей в школе. Учительский контроль незримо присутствует не только при подготовке домашних заданий, но и в «неучебной» жизни. Сегодня придется лечь спать пораньше, пожертвовав любимым сериалом, - завтра на первом уроке строгая Мария Ивановна обещала контрольную; Мария Ивановна может пригласить родителей на беседу со всеми вытекающими отсюда последствиями и т.д., и т.п. С другой стороны, социальный статус российского учителя едва ли нуждается в комментариях. О нем учителю постоянно «напоминает» и оплата труда, и давление со стороны органов управления образования, школьной администрации, тех же родителей (теперь нередко и их детей), и профессиональная зависимость от порой убогих программ и учебников, и, как правило, невозможность устроиться на другую, более высоко оплачиваемую и престижную работу, и многое другое. А если еще учесть ту ситуацию, в которой ныне пребывает отечественное образование… Учитель в той или иной форме испытывает напряжение этого противоречия – назревает внутренний конфликт, который в итоге прорывается наружу, в том числе, в форме внешней агрессии. Чему тут удивляться? «Управлять конфликтом» он не умеет.
Корни психологического неблагополучия российского учительства во многом уходят в социальные и экономические проблемы. Во многом, но не только. В исследовании психолога Елены Воли (Малашкиной), которое проводилось под моим руководством, было показано, что у современного учителя уже в 30 лет наступает «эмоциональное выгорание», период которого продолжается 10-11 лет. Нетрудно заметить, что он совпадает с так называемым «кризисом среднего возраста» (хотя данный термин очень условен). После этого учитель либо заново обретает смысл в профессии, либо окончательно утрачивает его, «реагируя» на эту утрату обострением целого комплекса личностных проблем – иногда в невротической форме. Как установлено в исследовании, связь этих метаморфоз с социальным статусом и характером профессиональной деятельности учителей, несомненно, есть, но она не является прямой и непосредственной.
Кстати, с психологической точки зрения, далеко не беспроблемной является жизнь учителей в странах, где статус педагогической профессии достаточно высок и выражается в достойном материальном эквиваленте. При помощи специальных тестов психологи выявили, что уровень агрессивности британских учителей соответствует уровню агрессивности летчиков военно-воздушных сил Ее Величества.
Ни рост материального благосостояния учителей, ни рост престижа учительской профессии автоматически проблемы не решит. Внутри российского образования, наконец, должна быть создана система эффективной психологической службы (уже много лет она существует только на бумаге), способной одновременно предоставлять помощь как детям, так и взрослым, которые нуждаются в ней не меньше.
На развитие сайта