Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Черная неделя для подростков. А так ли уж светла их жизнь?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 905
  •  
    • 0

http://www.specletter.com/files/news-covers/44550/ave.jpg


Фото с сайта www.specletter.com.


К первому месту по подростковым суицидам Россия пришла не за одну неделю.

Причин – много, одну из них я косвенно уже затрагивал. Ближайшая и непосредственная – отсутствие света внутри подростковой души, темень которой обескураживает и обезоруживает самого подростка  Этот свет пока еще во многом "отраженный" - от нашего взрослого, в первую очередь, родительского.  Тут, как плоть от плоти, - свет от света.




Но мы сами психологически выгорели. Мы выгорели в гонке за куском хлеба, слоем масла или икры, в «борьбе» с государством за достойную повседневность, в войне аффектов вокруг политики, в дрязгах друг с другом. Что-то из этого важно, но для многого непомерно завышенная цена и слезинка – не то что жизнь ребенка.

Нам проще с подростком потребляющим, чем с подростком переживающим. Вот мы и "затыкаем" их переживания фаст-фудом, гаджетами, развлечениями, путешествиями. Обманывая самих  себя тем, что так и должна исполняться родительская миссия. И  недоумевая, почему в один страшный день они ступают на крышу, а с нее - в пустоту.  От всех замечательных благ, за которые мы, не щадя себя, бились для них.

Тема для большого и трудного разговора. А пока я подобрал несколько материалов. Первые два из них непосредственно затрагивают тему. В третьем можно найти ответы на вопросы, которые поставлены в первых двух.   


 


Владимир Кудрявцев


 


Подростковый суицид: почему они это делают?


10.02.2012


Самоубийства подростков – тема, которая в последние дни особенно активно обсуждается в обществе и освещается в СМИ. Сначала две школьницы в Лобне свели счеты с жизнью, потом - 15-летний школьник в Москве. Позже стало известно о подростке, который повесился на буксировочном тросе в Амурской области. И вот теперь сообщается о 12-летнем мальчике из Красноярска, которого нашла повешенным младшая сестра.


Врачи-психиатры, специалисты из центра имени В.П.Сербского и другие эксперты собрались за круглым столом, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: что движет подростками, которые сводят счеты с жизнью? Почему они это делают и что могут предпринять взрослые, чтобы сократить страшную статистику?


Черная статистика детских суицидов


Руководитель отдела ГНЦ имени В.П.Сербского Борис Положий констатировал: ситуация с детскими и подростковыми самоубийствами в нашей стране крайне неблагоприятна. "Действительно: страна занимает одно из первых мест по частоте самоубийств среди детей и подростков. И особенно я бы хотел обратить внимание на подростков. Ежегодно в последнее время у нас уходило из жизни от полутора до двух с лишним тысяч подростков. Это громадная цифра", – сказал он.


В последние 6-7 лет частота суицидов в России составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.


Почему они это делают?


Пока общество задается вопросом, зачем подростки лезут в петлю и прыгают с крыши, а уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов просит принять срочные меры, психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог? Врач-психотерапевт Константин Ольховой уверен: главное, что должны спросить взрослые сами у себя: как мы не заметили, что с ребенком что-то не так?


"Есть общее правило, которое знают все врачи: обращайте внимание на необычное поведение ребенка. Если он себя вел так, и вдруг его поведение меняется, это повод задуматься. Это не значит, что он завтра выпрыгнет в окно, это значит, что что-то изменилось. Это повод с кем-то проконсультироваться либо поговорить с ребенком", – рассказал он.


Однако, по его словам, если 30 лет назад детей воспитывали в атмосфере пропаганды коллективизма, то теперь – в атмосфере такой же пропаганды индивидуализма. "Мы стали намного равнодушнее, мы отдаем больше внимания не человеческим ценностям, а вопросам карьеры. Родители считают, что детьми должна заниматься школа, учителя. В итоге детьми не занимается никто, – говорит эксперт. – Вопрос неравнодушия – ключевой вопрос в проблеме детских суицидов".


Равнодушие и жестокость в семье


Безразличное отношение к ребенку – так можно охарактеризовать один из типов воспитания, которые превалируют в современной семье, отмечает Борис Положий. По его словам, сейчас чаще всего встречаются три типа воспитания: равнодушие, жестокость и ситуация, когда ребенок становится кумиром в семье. Во всех трех случаях ребенка ждут проблемы в дальнейшем, в его социальной жизни.


Доктор психологических наук, профессор Наталья Синягина продолжает эту мысль: если ребенок нежеланный, нелюбимый уже в семье, то оказавшись в социальной среде, он столкнется с еще большими проблемами. При этом, констатирует эксперт, детско-родительские отношения в последние годы не отличаются гуманностью.


"Последние 10 лет, которые мы наблюдаем эту проблему, жестокость в детско-родительских отношениях не снижается, она только увеличивается. Когда было объявлено повышение рождаемости в стране, я была удивлена. Потому что в первую очередь нужно было бы призвать людей не воспроизводить себе подобных, а научиться любить детей", – сказала Синягина.


Киберунижение - новый вид школьной дедовщины


Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести подростка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить".


За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете. Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.


В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем, по словам психологов и психиатров, Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.


При этом, как отмечает главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе, ракдикальные меры здесь не помогут. Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его такого источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание. Возможно, с ребенком уже что-то не так.


Координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев рассказал, что за последние полгода было закрыто порядка 20 сайтов на бесплатных хостингах и групп в социальных сетях, которые представляли собой эдакие "клубы самоубийц". Они создавались подростками и ориентированы были тоже на подростков. Главное, что создать такую группу довольно просто – не нужно разрабатывать отдельный сайт и размещать его на каком-то хостинге, все это можно сделать в соцсети. Поэтому такие "клубы самоубийц", предлагающие своим посетителям "тысячу способов уйти из жизни", появляются чаще, чем закрываются.


Еще один момент – эволюция так называемой школьной дедовщины, связанная со все большей доступностью информационных технологий. Пожалуй, у каждого школьника есть мобильный телефон. Даже самые простые мобильники сейчас оснащены фото- и видеокамерами. Такие возможности, по словам Урвана Парфентьева, порождают киберунижение – когда над "гадким утенком" издеваются не только в школе, но и в Сети, выложив туда его фотографию или видеоролик с его участием.


Негативный миф


Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но кроме того – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. Характерны для подростков резонансные самоубийства, когда счеты с жизнью сводят из солидарности с кем-то из сверстников, знакомых, или подражая кому-то из кумиров. По словам экспертов, здесь свою негативную роль играют и сообщения о подростковых самоубийствах в СМИ.


Заместитель заведующего кафедрой общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ Юлия Овчинникова отмечает: героями у нынешних подростков становятся персонажи, которые получают признание благодаря тем или иным поступкам, в том числе и суициду. "На этот миф следует наложить другой сценарий, образ героя, который проходит через определенные испытания, в том числе и душевные страдания. Он не только кого-то побеждает, но и изменяет что-то в себе, и выходит из этого обновленным", – считает она. Однако, по словам эксперта, у нас практически нет сериалов или телепередач для подростков, которые основывались бы на этом мифе.


Психология в школе и дома


Как же уберечь ребенка от рокового шага? Детский омбудсмен Павел Астахов настаивает на том, что Минздрав и Минобрнауки должны срочно разработать и принять программы по профилактике самоубийств подростков. Зураб Кекелидзе считает, что профилактика должна начинаться еще до рождения ребенка.


"Родители должны знать, как их поведение во время беременности женщины отражается на ребенке. Эта просветработа должна проводиться не только для женщин, но и для мужчин тоже, – считает Кекелидзе. – Второе: успехи в акушерстве и гинекологии – это головная боль психиатрии. Потому что когда выхаживают 500-граммового младенца – это большое достижение, но формирование нервной системы в таких случаях происходит вне утробы матери".


Сейчас, по его словам, психиатры осматривают детей только с трехлетнего возраста. В случаях с недоношенными детьми стоит внимательнее отнестись к их психическому здоровью и, возможно, обращаться к специалисту раньше.


По словам Кекелидзе, в школах должен преподаваться такой предмет, как психология. Психиатр отмечает: знания о том, что такое переходный возраст, что такое первая любовь, как на психику человека влияют алкоголь и наркотики, ребенку, зачастую, не дают ни дома, ни в школе. "Когда мы говорили с директорами школ и учителями, спросили их, когда надо начинать преподавать психологию, мы полагали, что это должен быть 5-6 класс. Учителя настаивают: с 3 класса, еженедельно", – рассказал он. Сейчас, по его словам, идет работа над соответствующими учебниками для 3 и 4 классов. На внедрение такой программы потребуется еще порядка двух лет.


"Кроме того, в этом возрасте надо говорить с ребенком о ценности человеческой жизни", – подчеркивает психиатр. И не только об этом, добавляет Юлия Овчинникова. По ее словам, негативные переживания нужно проговаривать: "Ребенок должен знать, что у него есть чувства, что у них есть названия, их можно называть, обозначать и выражать. У наших детей очень бедный словарный запас, касающийся их эмоциональной сферы". А обозначение и проговаривание чувств – это один из способов, который помогает справиться с негативными эмоциями и преодолеть трудную ситуацию, отмечает она.


Главное, в чем сходятся эксперты – не стоит легкомысленно относиться к переживаниям подростка. Позиция взрослых, которые считают, что при помощи своих суицидальных настроений ребенок пытается манипулировать ими, – это не позиция взрослого человека. В этом убежден, в частности, Константин Ольховой. "На работе мы ведем себя как взрослые люди. Почему общаясь с собственными детьми, мы зачастую ведем себя, как маленькие дети? Маленький совет каждому: старайтесь не забывать, что вы своим детям не вредные старшие братья и сестры, а родители", – заключил психотерапевт.


www.vesti.ru


 


О каких проблемах родителей свидетельствует череда самоубийств подростков?


12.02.2012


Самым обсуждаемым событием недели стала серия самоубийств подростков, произошедших по всей России. Причины конкретных трагедий выясняют правоохранительные органы, но общая закономерность ясна и так: конфликты в школе, отсутствие внимания со стороны родителей, которые озабочены проблемой зарабатывания денег гораздо больше, чем будущим своих детей, и, наконец, негативное влияние распространяемых через социальные сети призывов узнать, что там, после смерти - со всем этим справится сознание подростка просто не в состоянии.


На вопрос, почему конкретный подросток решил свести счеты с жизнью, скорее всего, скоро ответят следователи. Но на вопросы, почему Россия вышла на первое место в Европе по числу таких самоубийств, и главное - что делать, ответы искать всем нам, обществу. Конечно, найдутся те, кто обвинит школу, Интернет, родителей. Но все сложнее. Миллионы подростков испытывают неразделенную любовь, прогуливают школу, ругаются с родителями, кое-кто, даже получает ремня. Но лишь немногих это толкает к последней черте.


"Есть такое исследование, что истинное желание подростков покончить с собой только у 10% наблюдается. Остальные 90% - это крик о помощи, который не услышали ни педагоги, ни родители, ни другие окружающие люди", - говоритдиректор научного центра Минобрнауки РФ Наталья Синягина.


Весь ужас в том, что большинство погибших в последние месяцы подростков, из вполне благополучных семей. Они, как и остальные, переживают кризис взросления с его гормональными всплесками, максимализмом и непониманием, что с ним происходит. В этом хаосе в голове, в случае серьезного проступка вполне может родиться абсурдное желание умереть, лишь бы не расстраивать любимых родителей.


"Мама упадет в обморок. Папа в шоке. Он просто не хочет расстраивать. И что он делает? Он начинает проявлять агрессию против самого себя", - объясняет психолог Аннета Орлова.


Сегодня к внутреннему хаосу в душе подростка добавился хаос внешний. В большинстве случаев его не ограничивают табу, сформировавшие его родителей. Он давно знает все, чаще и не нужные ему пока, взрослые тайны. Интернет, телевидение и вообще массовая культура обрушивают на него потоки информации, которую его психика пока просто не в силах отфильтровать. Терабайты этой шелухи часто искажают его восприятие реальности, отношений между людьми, поведения в обществе.


"Нет ничего уверенного, против чего протестовать. Нет ничего уверенного, что можно было бы принять. Огромный хаос информационный порождает хаос в голове, и, естественно, этот хаос в голове напряжен. И напряжение этого хаоса, естественно, приводит к огромному количеству сугубо подростковых психологических проблем", - считает психолог Антон Сорин.


В их мире часто играют со смертью. Сетевые игры, где с жизнью можно легко расстаться, воскреснуть и шутя убить кого-нибудь. Рок-кумиры, пустившие себе пулю в лоб, от чего их мрачно-романтический образ стал лишь более привлекателен. И кумиры живые. Вот один из них обращается к своим поклонникам, без всяких юридических последствий. А в Интернете тут же предлагаются способы, как это сделать. Рассуждать об этом в раннем возрасте даже модно. При этом Интернет для них - все же в первую очередь важнейшая часть общения. Отрезать подростка от нее - значит, своими руками сделать его изгоем в глазах сверстников. Это не шутки. А значит, защитить его можно только изнутри, дав ясные ориентиры в его начинающейся жизни. Эту задачу могли бы серьезно облегчить школьные психологи, у которых есть и методики выделять из школьной среды детей, склонных к суициду, и вместе с родителями, учителями, отводить беду. Но так лишь должно быть.


"Я бы так сказал: есть психологи в школах, которые вполне способны это сделать. Но их не очень много. Их не очень много не потому, что школы не укомплектованы психологами, а потому, что квалификация многих психологов для этого недостаточна. Потому что очень многие психологи, работая в школах, занимаются совершенно не тем, чтобы вникать в психологические проблемы детей и оказывать им оперативную психологическую помощь", - считает психолог Антон Сорин.


Словом, у родителей выход, по мнению специалистов, сегодня только один - выстроить вместе с подростком хотя бы примерную позитивную картину его будущего - с тревогами, проблемами выбора и неизбежными ошибками, и дать ему уверенность: что бы не случилось, вы на его стороне всегда. 


"Контакт должен быть таким, чтобы ребенок мог показаться слабым, мог рассказать о своих ошибках. Мог рассказать о каких-то проблемах. И если он сам рассказывает и просит помощи, то ни в коем случае нельзя применять серьезные  карательные акции. Он должен знать, что существует безусловная родительская любовь, которая поможет ему выкрутиться, выйти из ситуации, найти решение", - говорит психолог Аннета Орлова.


По статистике, мама и папа общаются с современным подростком в среднем 20 минут в день. И им стоит повнимательнее присмотреться к жизни собственного ребенка и, может быть, этим спасти ему жизнь.


шний. В большинстве случаев его не ограничивают табу, сформировавшие его родителей. Он давно знает все, чаще и не нужные ему пока, взрослые тайны. Интернет, телевидение и вообще массовая культура обрушивают на него потоки информации, которую его психика пока просто не в силах отфильтровать. Терабайты этой шелухи часто искажают его восприятие реальности, отношений между людьми, поведения в обществе.


"Нет ничего уверенного, против чего протестовать. Нет ничего уверенного, что можно было бы принять. Огромный хаос информационный порождает хаос в голове, и, естественно, этот хаос в голове напряжен. И напряжение этого хаоса, естественно, приводит к огромному количеству сугубо подростковых психологических проблем", - считает психолог Антон Сорин.


В их мире часто играют со смертью. Сетевые игры, где с жизнью можно легко расстаться, воскреснуть и шутя убить кого-нибудь. Рок-кумиры, пустившие себе пулю в лоб, от чего их мрачно-романтический образ стал лишь более привлекателен. И кумиры живые. Вот один из них обращается к своим поклонникам, без всяких юридических последствий. А в Интернете тут же предлагаются способы, как это сделать. Рассуждать об этом в раннем возрасте даже модно. При этом Интернет для них - все же в первую очередь важнейшая часть общения. Отрезать подростка от нее - значит, своими руками сделать его изгоем в глазах сверстников. Это не шутки. А значит, защитить его можно только изнутри, дав ясные ориентиры в его начинающейся жизни. Эту задачу могли бы серьезно облегчить школьные психологи, у которых есть и методики выделять из школьной среды детей, склонных к суициду, и вместе с родителями, учителями, отводить беду. Но так лишь должно быть.


"Я бы так сказал: есть психологи в школах, которые вполне способны это сделать. Но их не очень много. Их не очень много не потому, что школы не укомплектованы психологами, а потому, что квалификация многих психологов для этого недостаточна. Потому что очень многие психологи, работая в школах, занимаются совершенно не тем, чтобы вникать в психологические проблемы детей и оказывать им оперативную психологическую помощь", - считает психолог Антон Сорин.


Словом, у родителей выход, по мнению специалистов, сегодня только один - выстроить вместе с подростком хотя бы примерную позитивную картину его будущего - с тревогами, проблемами выбора и неизбежными ошибками, и дать ему уверенность: что бы не случилось, вы на его стороне всегда. 


"Контакт должен быть таким, чтобы ребенок мог показаться слабым, мог рассказать о своих ошибках. Мог рассказать о каких-то проблемах. И если он сам рассказывает и просит помощи, то ни в коем случае нельзя применять серьезные  карательные акции. Он должен знать, что существует безусловная родительская любовь, которая поможет ему выкрутиться, выйти из ситуации, найти решение", - говорит психолог Аннета Орлова.


По статистике, мама и папа общаются с современным подростком в среднем 20 минут в день. И им стоит повнимательнее присмотреться к жизни собственного ребенка и, может быть, этим спасти ему жизнь.


Павел Пчелкин


www.1tv.ru


 


Кого боятся подростки


30.01.12


Осенью я провела небольшое исследование, о котором на прошлой неделе мне напомнил материал Веры Рыклиной про одиночество. Представляю читателям полученные результаты и предлагаю вместе их обсудить


Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.


По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.


Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.


Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.


При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.


В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.


Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.


В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.


Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.


Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».


У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.


Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».


У троих возникли суицидальные мысли.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.


Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).


Что делали мои подростки во время эксперимента?


— готовили еду, ели;


— читали или пытались читать,


— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);


— смотрели в окно или шатались по квартире;


— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);


— складывали головоломки или конструктор «Лего»;


— рисовали или пытались рисовать;


— мылись;


— убирались в комнате или квартире;


— играли с собакой или кошкой;


— занимались на тренажерах или делали гимнастику;


— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;


— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);


— трое писали стихи или прозу;


— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;


— одна девочка вышивала по канве;


— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;


— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;


— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;


— одна девочка молилась.


Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.


Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.


Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.


63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.


При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.


Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.


Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.


А что вы об этом думаете?


Катерина Мурашова


www.snob.ru


 








На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Любите - и свет никогда не кончится. P.S. к Концу Света-2012 и последующим апокалипсисам в обозримой исторической перспективе
22-12-2012
Любите - и свет никогда не кончится. P.S. к Концу

Конец света - до лучших времен!
09-12-2012
Конец света - до лучших времен!

Цитата недели
09-12-2007
Цитата недели

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх