МОСКВА, 19 апреля. (Корр.ИТАР-ТАСС Нина Бурмистрова). Изменять правовое положение директоров школ нужно, но подходить к этому стоит с осторожностью. Такое мнение высказали опрошенные ИТАР-ТАСС эксперты, комментируя предложения президента РФ Дмитрия Медведева, которые он сделал сегодня на совещании по развитию образования.
"То, что нужно выбирать (директора) на конкурсной основе, - это хорошая идея. Мы отследили тенденцию, особенно это характерно для Москвы, что директоров- педагогов заменяют на менеджеров-экономистов, чтобы те зарабатывали деньги. Поэтому желательно, чтобы директора выбирали из числа педагогов, проработавших какое-то время в этой конкретной школе, и чтобы этот выбор осуществляли их коллеги – учителя совместно с советом школы, куда входят родители", - сказал представитель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко. "Надеемся, что будут разработаны объективные критерии для этого. Сейчас сложно сказать, какими они могли бы быть. Например, если директор выбирается из числа учителей, то здесь, наверное, будут обращать внимание на то, сколько у него учеников закончили на "пятерки", сколько – на "двойки" и "тройки". Но ведь может быть следующая ситуация: этого "троечника" вытащили, дотянули до такой оценки. И наоборот, отличник может получать "пятерки" не только за счет усилий педагога, но и благодаря своему стремлению, желанию учиться", - считает Ткаченко.
Говоря о возможном ограничении сроков трудового контракта директоров, эксперт подчеркнул, что "это все-таки не бизнес-процесс", в школах нет необходимости часто менять руководителей, особенно если человек в течение многих лет работает эффективно.
В свою очередь, глава межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Андрей Демидов, отвечая на вопрос об ужесточении ответственности директоров и учителей за нарушения на ЕГЭ, отметил, что "наказывать безусловно надо". Но, уточнил он, "только если установлено, что человек как-то помогал "своим" и "это не уголовное преступление".
Демидов также подчеркнул, что нужно в целом четче прописать в законодательстве то, за что директор может быть отстранен от работы. "Например, в статье 278, части 2 Трудового кодекса зафиксировано, что работодатель может увольнять работника без объяснения причины. Скажем, под такой общей формулировкой как "утрата доверия". А это сильнейшее средство давления на директорский корпус", - считает представитель профсоюза. "Надо менять ситуацию, чтобы были четкие основания для увольнения, фиксированная ответственность. По моей информации, директора сейчас готовят письму на эту тему в адрес руководства страны", - сообщил он.
Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая сегодня на совещании по развитию образования, высказался за то, чтобы директоров школ выбирали на конкурсной основе, а срок их работы был ограничен временными рамками.
"От личности директора очень многое зависит. Желательно, конечно, чтобы директоров выбирали на конкурсной основе", - сказал он.
"Также, на мой взгляд, неплохо, чтобы были ограничения сроков трудового контракта, условия расторжения трудового контракта. Не потому, что мы не уважаем директоров учебных заведений, а просто потому, что должны быть какие-то критерии оценки работы", - добавил Медведев.
Эффективность работы руководителей учебных заведений стоит оценивать по конкретным показателям с учетом мнения родителей, считает президент. Кроме того, по его мнению, необходимо "повышать ответственность руководителей общеобразовательных учреждений, директоров школ и самих учителей за допущенные в ходе единого госэкзамена нарушения".
Поддерживаю призыв экспертов к осторожности. Хорошая школа в значительной степени - "авторское произведение" директора. Представьте себе конкурс на должность директора в "школе Ямбурга" в связи с тем, что у Евгения Александровича истек срок. Но это касается не только всем известных "именных" школ.
Кроме того, настораживает потенциальная угроза превращения конкурса в дополнительный инструмент административного давления на школу. Целесообразно предусмотреть возможность участия в его проведении Попечительского совета школы (как автономной организации) и Совета школы (как органа самоуправления), расширив их функции на правовой основе. Что, кстати, заставит и самих представителей школьной администрации серьезнее отнестись к этим организационным формам, которые пока толком и не прижились в российском образовании.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта