Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Станислав Минин. Ходульные герои для ходульных детей

Станислав Минин. Ходульные герои для ходульных детей

  • Закладки: 
  • Просмотров: 723
  • печатать
  •  
    • 0


Еще один неуверенный разговор о православии со школьниками


Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова. Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 191 с.


 5.09.2012


Книга «Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева, вышедшая в издательстве «Просвещение» в 2010 году, скромно называлась учебным пособием. Книга издательства «Дрофа» с тем же названием, подготовленная Татьяной Костюковой, Олегом Воскресенским, Ксенией Савченко и Татьяной Шапошниковой (редактор), – это уже полноценный учебник, отличный от того, что сделал Кураев, но также отнюдь не безупречный.


У Шапошниковой сотоварищи та же проблема, что и у Кураева. Православие давит на них – как жесткая система знаков, имен и смыслов. В этой системе нет ничего второстепенного, и впихнуть ее в книгу для девятилетних детей нужно по максимуму. Это, конечно, ошибка. Детям достаточно фрагмента мозаики. Им совершенно ни к чему сообщать, что Рождество относится к двунадесятым праздникам, если из 12 великих праздников рассказ в книге пойдет лишь о двух, а остальные не будут даже перечислены.


Авторы вводят в учебник вымышленных персонажей, через диалоги которых, по задумке, проясняются азы христианства и православной этики. Пожалуй, это правильно. Вот только сами персонажи должны вызывать у детей интерес и доверие. Пастушок Ваня и монах Василий, беседы которых довольно нелепо (и непонятно зачем) стилизованы под XIX век, совершенно нехаризматичны. Если бы этот пастушок бил великанов из пращи, а монах владел боевыми искусствами, тогда другой разговор.


Ходульных героев придумывают только для ходульных детей. Авторы учебника (как и Кураев двумя годами ранее) стараются, конечно. Просто у них не получается найти адекватный язык общения с детьми. Сложно придумать персонажа, который покажет ребенку все – от древней Палестины и мастерской Рублева до современной жизни афонских монастырей, – и не поиграть с традицией, где-то даже не поиронизировать над собой. Для этого нужна авторская свобода внутри этой самой традиции. А на практике эта свобода не обнаруживается, игра ведется слишком осторожно, чтобы увлечь детей.


У Кураева авторской смелости побольше. Потому и его язык поживее, помясистее. Авторы новой книги говорят не столь уверенно, постоянно цепляются за спасительную архаику, шаблоны, канонические формулы, прописные буквы, как будто их цель – не быть интересными детям, а получить «одобрямс» местного архиерея или Синодальной комиссии.


Местами новый учебник попросту озадачивает. Взять хотя бы 12-й урок, посвященный внутреннему устройству православного храма, теме важной, абсолютно уместной в такого рода книге. Но почему дети должны «представить себе», что они пришли в церковь? Почему они должны «представить себе» сопровождающего их семинариста, как будто в классе изучают мифы Древней Греции, а семинарист – это кентавр Хирон? Выйти с детьми за порог школы, сесть в метро, съездить на экскурсию – тут вам и храм, и священник, и семинарист.


Это показательный пример. Когда «Основы православной культуры» в их нынешнем виде оказались в школьной программе, речь шла о том, чтобы рассказать о православии не как о феномене истории, а как о важном компоненте современности. Но коли так, то важно и соприкосновение с реальностью там, где это возможно. Быть может, конечно, сама Церковь не готова к нашествию орущей ребятни в сопровождении вечно раздраженных училок. Или система образования перестраховывается: если Марья Ивановна с помощью пастушка Вани преподает детям теорию бессмертия души, то это культурология, а вот если повели в церковь, то это уже индоктринация.


Условную Марью Ивановну учебник «Дрофы», к слову, нет-нет да и подставляет под удар. Например, не раскрывает своевременно тему взаимоотношений Отца и Сына. И любой вопрос из-за парты бедную учительницу поставит в тупик.


К чести авторов, надо сказать, что морализаторства в их учебнике мало – что тонкого, что топорного. Если в пособии Андрея Кураева этический уклон очевиден, то Шапошникова и ее коллеги делают ставку на культурно-просветительский аспект курса. В этом плане их труд выигрывает. Осталось решить одну задачу: связать рассказ, исходя из интереса и познавательных способностей детей, а не иерархов Русской Православной Церкви.

www.ng.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Александр Асмолов. Не для вуза, для жизни учимся
23-10-2013
Александр Асмолов.

«Основы православной культуры»: Патриарх обеспокоен, но статистика родительских препочтений очевидна
24-01-2013
«Основы

Новости дошкольного образования. В детских садах Подмосковья детей будут знакомить с православием
26-08-2011
Новости дошкольного

Школьный эксперимент начнётся с четвероклассников
31-07-2009
Школьный

Информация к размышлению. Баба Яга: Ярославская епархия - против
04-07-2005
Информация к

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (31)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх