
Карл Поппер - философский наставник Джорджа Сороса (справа).
«Поп-философия» - обозначение, конечно, не только для философии Поппера, но и во всех прочих случаях оно может по праву звучать как именное. Фантастическая, казалось бы, невозможная популярность в советские 70-е-80-е одного из самых непримиримых оппонентов его общественного устройства объяснялась просто. Прочитав Поппера (чаще, понятно, о нем), любой лесоруб Пыхин без отрыва от топора на обучение в «Институте красной профессуры» мог почувствовать себя, так сказать, «головой» (а не привычными местами). «Логика науки» Поппера в своих простеньких и наглядных, как план пожарной эвакуации, схематизмах была прекрасной заменой отработанному «Краткому курсу». Плюс до восторженных колик знакомый, почти ленинский пафос нетерпимости там, где требуется содержательная теоретическая аргументация (пафос образца «Материализма и эмпириокритицизм», от которого все-таки почти увел Ильича Гегель) – получите полного и глубокого Поппера… В общем, по Москве бродили отрешенные интеллектуалы и как мантру твердили в спутанные бороды: «верификация», «фальсификация»…
Владимир Кудрявцев
Максим КанторВ глубоком Поппере
В 79-ой вечерней школе Тимирязевского района тридцать лет назад произошел такой случай.
Преподаватель обществоведения посмотрел на класс, удручился интеллектуальному убожеству, и выбрав великовозрастного с неумными глазами (из оказался лесоруб Пыхтин), сказал: «Ну что смотришь, дурак? Все равно не знаешь, что такое диалектика».
Класс вечерней школы состоял из тридцатилетних людей, тяжело и монотонно работающих днем. Что такое диалектика, они знали на своей шкуре: им обещали одно – давали другое, а в итоге выходило все равно одно и то же.
Практический урок диалектики получил и учитель обществоведения. Лесоруб ударил его кулаком в лоб. Учитель упал вместе со стулом, вскочил, бросился вызывать милицию. Учитель забаррикадировался в учительской и вызванивал пятидесятое отделение, а Пыхтин вышибал дверь в учительскую плечом. Лесоруба скрутили до того, как он добрался до учителя, однако и учителю не повезло – пока двигал шкафы и сейфы, у него выскочила грыжа, его увезли на скорой. В школу не вернулись оба. Лесорубу дали год колонии, учитель вышел на пенсию, Гегель торжествовал.
Недавно прочел в полемической заметке про «критерий Поппера», знание коего необходимо, - и живо вспомнил преподавателя 79-ой вечерней и горькую его судьбу. Пресловутый «критерий Поппера», а именно: «утверждение, которое не может быть опровергнуто, не является научным» есть обыкновенный софизм.
Один критянин говорит, что все критяне врут: прав ли он. Так и здесь.
Как и всякий парадокс софизма, критерий Поппера – бесконечная система зеркал. Опровергнуть высказывание, приведя пример неопровержимой научной истины (человек смертен, скорость поезда быстрее скорости велосипеда), значит доказать научность высказывания Поппера, что бессмысленно делать, поскольку апофатический аргумент не научен в принципе.
Поппер является автором идеологического трактата «Открытое общество и его враги», в котором – ради того чтобы обозначить преимущества открытого общества – уравнял и сплющил различные социальные и философские концепции. Стараниями Поппера возникла черно-белая картина истории, которая имеет все свойства апофатической истины: если сказать, что благо и свобода не раскрываются через противостояние тоталитаризма - открытому обществу, то неизбежно будешь обвинен в тоталитаризме, подтверждая теорию черно-белого. Так было внедрено примитивное, но действенное идеологическое оружие – каменный топор либеральной философии.
Можно ли это каменно-топорное положение оспорить? Конечно можно: доказать, что фашизм не равен коммунизму; что термин «красно-коричневые» не имеет смысла; что «открытое общество» открыто для немногих – все это можно.
Но, опровергая эту идеологию, - если следовать критерию Поппера – вы одновременно докажете ее научность. Допустим, вы скажете: отрицание концепции равенства ради концепции «открытого общества» принесло обнищание населения и новую номенклатуру – и этим вы только показали, что концепция «открытого общества» научна – ведь она опровержима.
Главное состоит в другом. Главное в том, что научный спор здесь не нужен. Происходящее в стране и в мире – относится к области науки во вторую очередь. Речь не идет о том, чтобы нечто опровергать – тут и спорить-то не о чем. Человек смертен, дебатировать этот факт не приходится, когда ранних смертей много – это плохо.
События нашей истории следует оценивать по критериям морали. То есть, пользоваться таким критерием, опровергать который нельзя – если ты человек.
Произошло обнищание и одичание населения страны, феодальный передел огромной страны, вырождение культуры, демографический кризис. Хотелось бы сказать: а Поппер здесь не при чем. Но Поппер принял участие.
И Поппер, и учитель обществоведения, и лесоруб Пыхтин, и приверженец критерия Поппера – все принимают участие в одной большой мистерии, в которой диалектические и апофатические истины ежесекундно проверяются практикой.
А потом они предстанут перед апостолом Петром, который, слава Богу, Поппера и прочей бульварной продукции - не читал.
На развитие сайта