В октябре директор Института психологии им. Л.С.Выготского, проф. Елена Кравцова, внучка Льва Семеновича, заведующий кафедрой психологии личности и основатель Института проф. Геннадий Кравцов посетили Бразилию, выступив там с серией докладов. Интерес бразильских психологов к теории Выготского не носит чисто академического характера, а подкреплен стремлением реализовать ее в различных сферах социальной практики – образовании, медицине, социальной работе и др. И не только стремлением, но и реальными достижениями.
Два выдающихся психолога XX столетия – Ж.Пиаже и Л.С.Выготский исходили из того, что ребенок является активным началом в окружающей его действительности и процессах собственного развития. Различие в том, что Пиаже видел источник этой активности в созревающем организме ребенка, который адаптируется к меняющейся среде, а Выготский – в исторически развивающемся «организме» культуры, внутри которой действительность преобразуется в особый мир. В мир орудий, символов, значений и иных инструментов специфически человеческой жизнедеятельности, которые опосредствуют отношение человека к действительности. Это – не просто «среда» или кем-то извне навязанные «нормы поведения» в ней. Овладение ими придает человеческой активности произвольный характер. А произвольность – образующая свободы, атрибута Личности.
В интервью, размещенном на сайте www.correiobraziliense.com, Елена Кравцова отметила, что человеческое развитие, по сути своей, - личностный феномен. Он не может быть выведен из обучения, если понимать его как усвоений любых, сколь-угодно сложных знаний и умений, хотя родители и учителя часто видят в содействии этому свою основную задачу. Ребенок усвоил нечто, но можно ли утверждать, что при этом он учился «для себя», а не «для учителя»? Что смысл для него имело внутреннее изменение, а не внешняя оценка и все то, что относится к формальным показателям успешности. Что он занял в обучении «авторскую», личностную позицию, став инициатором этого изменения.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского возникла и развивается в поисках ответа на эти вопросы. Главные для психологии.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта